Зацепило?
Поделись!

Корпорация в стиле "дзен"

опубликовано 28/10/2005 в 13:18


В золотую эру менеджмента, предсказанную еще теоретиком общества потребления Тоффлером, которая без сомнения наступила, борьба за международные рынки напоминает древнюю японскую легенду о коварном, но мудром феодале, который ждал несколько лет, чтобы усыпить бдительность заклятых врагов и в конце концов расправился с ними и захватил их земли, просчитав единственную возможность осуществить свой план и не пролив ни единой капли крови лучших воинов. Хладнокровный расчет, сплоченность и уверенность, что наступит день триумфа, - в большой степени иллюстрируют нашумевшую "японскую модель успеха", воплощенную деятельностью влиятельнейших корпораций, чьи звучные азиатские имена воспринимаются совсем как родные: Sony, Nissan, Toyota, Canon, Nikon... Бесспорно это крупнейшие игроки мирового бизнеса, и их уникальный, весьма своеобразный опыт бесценен как для западных , так и для русских компаний. Хотя и не обходится без забавных парадоксов, когда служащие американской корпорации по распоряжению начальства ни с того ни с сего обязаны пройти курсы по дзен-буддизму или искусству чайной церемонии...

Казалось бы, основные принципы японского менеджмента можно пересчитать на пальцах, вот он, готовый универсальный рецепт, вымощенная дорога к миллиардам. Голову мудрого дракона украшает традиционное для тихоокеанских островов "целесообразное трудолюбие", твердая чешуя - это максимизация качества при минимуме затрат, особенно когда речь идет о высоких технологиях, а хвост, подобный мечу - это наемные рабочие, взращенные корпорацией как родные дети или как ревностные и умные вассалы правителя-полубога. Не так уж это и просто. Как шутят специалисты, скорей японец поймет нелепое падение Трои, нежели европеец воспримет истинный "дух Ямато" - страны восходящего солнца, которым тем не менее насквозь пропитан крупный международный бизнес.

Ради наращивания прибылей западные и российские компании заимствуют под час весьма причудливые черты японского стиля, что приносит не только позитивные результаты в денежном эквиваленте, но и кросс-культурные находки. Действительно, даже трудно себе представить последствия, если трудолюбие японцев соединить с воображением русских.

Более глобально о японском проникновении высказалась бельгийка Амели Нотомб, проработавшая в Токио несколько лет и выпустившая бестселлер о японских корпорациях "Шок и трепет": "Если бы Клеопатра обладала японским носом, география мира выглядела бы совершенно иначе". Закрываем глаза, и не без трепета представляем, что это был бы за мир.

Предположим за окном 22-ой век, сказочные драконы , напичканные электроникой, отдыхают на крышах небоскребов, температура воздуха в помещении 35 градусов. И на столе лежит распоряжение босса об обязательном выключении кондиционера раз в час, в целях экономии счетов за электричество, а также вследствие борьбы с глобальным потеплением, и вы с невозмутимой улыбкой выполняете приказ (реальная токийская бизнес-мода образца лета 2005 года)...

Чудеса и странности большой семьи

Люди, спускающиеся с трапов самолетов компании "Джапан эйр лайнс" в Париже, в Москве или Нью-Йорке, не кричат "Азия для азиатов" и не держат в руках статуэтки Будды. Вместо самурайских мечей у нынешнего японского торгового воинства в руках изящные ноутбуки, в которых - исчерпывающие сведения о местном рынке цветных металлов или программного обеспечения, текстиля или автомобилей и твердая уверенность в победе. Их трудолюбие и упорство не может не удивлять. Многие знатоки Японии связывают японский трудовой менталитет с неплодородными почвами островов, где крестьянам приходилось колдовать над каждым ростком риса, подобно ювелиру над тончайшим плетением капризного золота. Токийский менеджер готов трудиться и до 22 часов вечера, и вовсе не ради зарплаты, которая, кстати сказать, часто чувствительно ниже западных аналогов (Средняя зарплата токийского менеджера - 2000 долларов, половина из которых уходит на налоги).

Оказывается, уважаемому человеку неприлично слишком рано возвращаться домой, а то соседи решат, что он находится в немилости у начальства.

В начале рабочего дня японцы говорят друг другу: "Охаё годзаимас", что означает вовсе не доброе утро, а "Мы оба встали рано и собираемся заняться трудом.". Работники одной корпорации с гордостью поздравляют друг друга, что они имеют счастье работать над единым делом. В Японии нередки случаи сердечных приступов на рабочих местах от чрезмерного усердия, равно как и самоубийств, которые кстати считаются весьма почтенным выходом из сложных рабочих ситуаций. К примеру, высокопоставленный сотрудник "Донэн" - государственной корпорации по развитию ядерной энергетики и управлению ядерными реакторами покончил жизнь самоубийством несколько лет тому назад, после составления отчета, где он волей неволей компрометирует собственное начальство.

Японская корпорация - большая семья. Принцип общинности японцы унаследовали из стародавних времен, и весьма гордятся, что не разменяли его на западный индивидуализм.

Утро работников именитых компаний зачастую начинается с чтения или даже распевания фирменного гимна. В пристрастной книге журналиста-международника, много жившего в Японии, В.Я. Цветова "Пятнадцатый камень сада Рёандзи" есть описание, как поют гимн в концерне "Мацусита дэнки":

...Непрерывно и безостановочно,
Подобно струям фонтана,
Пошлем всего мира народам
Продукт наших рук и ума.
Как прилив неистощимый,
Расти, промышленность, расти, расти,
"Мацусита дэнки", "Мацусита дэнки"!

Президент фирмы поет обратившись к фирменным знаменам, хранящимся в их кабинетах.

Затем рабочие, инженеры, служащие и, разумеется, менеджеры высшего звена декламируют заповеди. У каждого подразделения - собственные. Они вывешены в цехах, в конструкторских бюро, в конторах. В президентских кабинетах заповеди начертаны известными каллиграфами и заключены в дорогие рамы. Смысл заповедей сводится примерно к следующему: трудиться упорно и добросовестно, повиноваться и быть скромным, быть благодарным и отвечать добром на добро..."

Новичок, поступивший на работу в монстроподобное семейство, начинает с самых азов, независимо от уровня подготовки и от результатов сложнейшего тестирования. В Японии на рынках труда отсутствуют управленцы высокого и даже среднего звена, поскольку все они выращиваются в "оранжереях" родной компании. Нет ничего более естественного для поступившего на работу в японскую компанию, как начать свою трудовую деятельность с освоения отякуми - почетной обязанности разносить чай. Ответственно подойдя к делу, можно достаточно быстро продолжить продвижение по службе, строго выполняя все приказы вице-президента компании. Некоторые европейцы вспоминают, что начало карьеры в японских компаниях им виделось сущим адом. Например, при поступлении на работу им было порекомендовано "забыть японский язык", до поры до времени, разумеется, или перепечатывать один и тот же документ тысячи раз. Амели Нотомб сравнивает вице-президента компании - с дьяволом, а президента - с Богом: "Как бог может управлять адом", - недоумевала она, провожая взглядом человека, удаляющего в маленький дзен-буддийский храм медитировать накануне ответственных переговоров, в то время как истерические крики второго лица компании, поклонника ревнивых идолов синтоизма, раздаются по всему коридору 67 этажа, и разыгравшемуся воображению мерещится, как уважаемый господин Мицуно бьет провинившегося подчиненного метким ударом в поддых...

"Наше всё"

В глубинах подсознания японского менеджера лежит убеждение что цельный и деятельный работник - не подарок природы и не дар небес. Он, прежде всего, "продукт" разумной организации. Переподготовка кадров по-японски способна творить чудеса. В одной из таких школ корпорационного менеджмента на первом из сорока занятий учат обуздывать чувство собственного достоинства. Поскольку, если верить старшему инструктору престижных курсов, носящих впечатляющее название "Дьявольская школа", Ясуо Мотохаси, "Наиболее частая причина невыполнения приказов - чувство стыда за поступки, которые требует выполнять начальство". На семнадцатом занятии под названием "позитивное мышление" будущий японский менеджер обязан выучить бессмысленный по содержанию текст, состоящий из 600 слов. На 30 - м без запинки ответить, как вести себя, если разразился трудовой конфликт или банк отказал фирме в кредите, сократилась сумма продаж или продукция перестала пользоваться спросом...

Довольные выпускники курсов никогда точно не знают, пригодятся ли им эти знания. Господин Омоти, высокопоставленное лицо телевизионной корпорации, рассказывает, как в 25 лет он нанялся туда юристом. Пройдя переподготовку, сделался редактором телевизионной программы, к 30-ти годам у него было собственное ТВ шоу, к 45 годам он занял пост при совете директоров телевизионного канала. "Вообще-то я хотел быть юристом, но компания распорядилась иначе", - объяснит он и его непроницаемое лицо вдруг озарится улыбкой.

На заводе автомобильной фирмы "Ниссан" висит лозунг: "Предприятие - это кадры!", аналогичный "Кадры решают все!" - можно видеть в концерне "Мацусита дэнки".

Узнаваемые для пост-советского человека лозунги вовсе не шутка и не наглядное воплощение марксизма-ленинизма. Хотя, с некоторой точки зрения японцы с их корпоративной идеей склонны к социалистическому мышлению. Концепция пожизненного найма, отцовской сурово-нежной заботы о сотрудниках, включает в себя также уникальный в своем роде либерализм по-японски под названием "ринги", когда каждый сотрудник компании, начиная с низшего звена может выложить на бумаге все свои мысли по предложенной проблеме, например, об оптимизации производства микрочипов. Это своего рода внутренний конкурс - ротация на лучшее решение, который сложными путями доходит до главы управления. Победители конкурса - все служащие компании, и все без исключения с гордостью чувствуют свою скромную причастность к великим делам вселенной. Между тем, такой почти -что психологический ход "ринги" приносит прибыли, исчисляемые миллиардами. Один из сотрудников московского филиала "Сanona" назвал либерализм японских менеджеров предоставлением " узкокалейной свободы действий для солдата-универсала". "В эти минуты, когда все выходит как нельзя лучше, ты не жалеешь потраченных на рабочем месте семи лет жизни".

"Настоящий управленец должен делать вид, что не знает как достичь цели", - говорит бывший директор Sony Акио Морита, - тогда все сотрудники будут знать все возможные способы даже лучше, чем ты сам".

Красочные сны, приносящие миллиарды

Уклад японского бизнес сообщества насыщен красивыми древними ритуалами, которые гармонично сочетаются с самыми смелыми разработками в области новейших технологий менеджмента. В этом, пожалуй и заключается главный секрет. На берегах Желтого моря не спешат прощаться с прошлым, поскольку оно дает много добрых советов, но и не слишком увлекаются им, следуя древнему принципу сообразности.

Дзен-будийский философ Д. Судзуки в своих трудах весьма поэтично описывает работу художника в технике сумиэ - рисунка, выполняемого черной сажей и клеем на тончайшей бумаге. "Такой рисунок должен быть выполнен в кратчайшие сроки. Если кисть задержится слишком долго, бумага порвется... Недопустимы никакая медлительность, никакое стирание, никакое повторение, ретуширование, никакая переделка, никакое "лечение", никакой монтаж. Однажды нанесенные мазки не могут быть смыты, нанесены заново и не подлежат дальнейшим поправкам или доделкам... каждый мазок кисти должен пульсировать в такт с сердцем живого существа.". Автомобильный концерт "Тойота" взял в основу автомобилестроения принцип самиэ. По заверениям фирмы рабочий, стоящий за конвейером, постигший смысл самиэ, фактически до нуля снижает травматизм производства и на 30 процентов - брак продукции.

Однако Сумиэ - лишь часть идеологии именитой корпорации. Япония - одна из немногих стран, не растерявшая социально-культурные реалии своего прошлого, но вероятно именно поэтому она так безошибочно угадывает тенденции будущего.

"Избегай трех М" - самая короткая фраза, ставшая уже афоризмом, суть которой привела к успеху фирмы, стоящие в первом десятке рейтингов FORBS, - избегай muri (излишка), muda (потери), mura (неравномерности). Этот принцип корпорации называют канбан" - "точно вовремя".

Суть его сводится к следующему: в изменчивом мире, где природные ресурсы иссякают, а фантазии людей возрастают, нужно создавать удивительные вещи при минимуме энергетических затрат, при этом точно угадывая, что захочется миру завтра..

"Управляй мечтой" (лозунг компании "Тойота") и "Будущее откроется многомерному мышлению" (девиз фирмы "Иточу"). Электронный японский рай - это и есть настоящая фабрика завтрашних грез. В обнимку с любимыми игрушками - телефонами, плеерами, автомобилями, говорящими роботами, - мир погружается в сны о будущем, похожем на комиксы, в которых большеглазые герои летают по воздуху при помощи портативных энергоблоков. Рисованные в компьютерной графике герои борются со злыми пришельцами, спасают планету и избавляют людей от рабства. Они подобны средневековому японскому феодалу, который умел копить силы и вовремя выступил вперед.

"/>