|
   |
Алексей Бессменных
ЗАИНДИВЕЛАЯ ПАПЕРТЬ из записок ветерана-двурушника
Когда французские войска вошли в Москву, в городе было уже холодно - несмотря на раннюю осень. Офицеры кутались в случайные шарфы, солдаты поднимали воротники - если таковые предусматривались формой.
...В третьем эскадроне, ближе к хвосту колонны, ехал кавалерист, по-французски понимавший довольно плохо, по-польски - чуть лучше. Говорить он привык по-русски, но этот язык умели слышать лишь несколько сослуживцев, среди них офицер со странной фамилией - то ли Булгарин, то ли Болгарин. И какие такие болгары в польском войске под французскими знаменами на русской земле?..
Кавалерист, не своей волей оказавшийся на Наполеоновой службе, по-русски еще и писал - чуть коряво, но лучше, чем рубил польской саблей своих соотечественников.
Через два или три дня расквартировки в Первопрестольной он занес в альбом:
Мороз привстал - пристал ко войску.
Москве представимся по-свойски,
Хоть город не совсем геройский -
Придется тут квартировать.
Поляки рядом и французы,
Набили гузна - втянут пуза.
Кажись, Москва, чай, не Тулуза.
А мне бы чай, коньяк, кровать.
Три слова на чужом наречье -
Две пули в правое предплечье.
Чуть ранен, но не искалечен.
Обосновался - весь резон.
Им Франция - она далече.
Меня привычный воздух лечит.
И для чего лихие сечи?
Была Москва - стал гарнизон.
Кому позор, кому пожары.
Собаки тощи, скучны свары.
Где повара? Спят кашевары.
На башнях - карканье ворон.
Над головой - опять Стожары.
Опрятны женщины. Кошмаром
Нам обернутся тары-бары.
Куда ни кинь - везде урон.
Французы! Будет вам империй...
Не хватит-станет кавалерий...
Схватить бы чирей - и по мере:
Коня, седельную суму.
Пришли - так лучше бы поверить.
Кресты на храмах неча херить.
В мороз взопрели - фанаберить
Ведь надо было по уму.
Прошли два, что ли, месяца, зачался исход из обугленной Москвы - и появилась еще одна стихотворения. Она немного странна.
Только голос, голос от околицы
Незнакомого, желанного села.
"Не ступайте, здесь не спится - колется,
Сила тут не зельна, но зела".
Оселок не Бог весть - не поселимся.
Дал бы Бог хоть ноги унести.
Ты прости: весельем не поделимся.
Мы шесть точек видим на кости.
Не грусти - придется, знать, остаться.
Родина - хоть как тут ни крути.
Был противным малым римский Тацит.
Ты гисторию слегка окороти.
В окороть коня, в конину зубы -
Забуреешь - заберешь на все.
Лошади уже идут на убыль -
А зимой и змей не сыщется в овсе.
Змей в калужских, смоленских или полоцких лесах в морозы и впрямь не сыщешь. Летом там надо было ходить, летом! А сейчас уже поздно. И при Красной не отличились, и прекрасного ничего из этого беззмейного хождения не выходилось.
Вышло только четверостишие:
Память о предателях
Потомки предадут.
Вот ведь и узда тебе.
Помни свой редут.
Может быть, этими словами и закончилась затеянная Наполеоном кампания. Правда, говорят, она закончилась и оброненными императором в Вильне словами о великом и смешном, о шаге меду ними…
А через несколько лет после кампании на паперти кафедрального собора в Смоленске то и дело встречали сухорукого солдата из крестьян (то ли из мастеровых), который никогда не протягивал ладонь за милостыней - только внимательно смотрел, как в старый кивер - "весь побитый", позднее упомянутый известным ныне поэтом, - редко-редко бросали монеты.
Если его спрашивали, откуда такой, нищий говорил, что он польский улан, хоть из Сибири родом. Иногда хмурились в ответ, чаще смеялись. Реже бросали денежку.
Городские власти, как издавна водится в Смоленске, были снисходительны, ни до чего не дознавались. Городовой однажды - на Пасху, сразу после службы - поднес чарку. Разговорился.
Нищий назвался тобольским выходцем.
- Из староверов, что ли? - незлобиво поинтересовался блюститель спокойствия согорожан.
- Из западных, - неопределенно ответил нищий.
Чуть позже храмовый служка приметил, что, чуть только с колокольни звон, нищий истово крестится. Ничего, вроде, особенного: Бог знает, сколько крестов кладут на себя христорадники за день, - но этот то ли мастеровой, то ли в крестьянские лохмотья выряженный солдат клал кресты не по-нашему, а горстью, и заканчивал не там, где полагается быть сердцу.
Служка метил в дьяконы и был допытливый.
- Почто так знамение деешь, нехристь?
- Рука усохла.
- А слева направо махать не усохла? Супротив правил…
- Вишь, я на паперти сижу. Портал справа. Алтарь, чаю, на востоке?
- На востоке, - доверчиво согласился служка.
- Так и справа от меня восток. Там и закончусь - туда и руку директую.
- Чаво?
Служка аж рот раззявил.
- Ex oriente lux, - внушительно, но не совсем убедительно для недоучившегося церковнослужителя ответил папертник.
Служка помотал головой и двинулся ко входу. С чрезмерной истовостью перекрестился на икону. Подумал: "Надо бы началию донести".
Донес.
Батюшка - благо дело не в алтаре было - нехорошо выругался.
- Какой тебе Ксарентий Люций? Какие латиняне на паперти? Что ты нищих доследуешь? Иди, свечи сбери.
Через несколько дней - служка нарочито бдил - нищий не появился. На его приобыченном месте лежал грязноватый листок. С записью.
Горевали - не тужили.
Жили втуже - втуне шили
Из двух вер один кафтан.
Кто пропал - уж станет пан.
Кто забрел во вражий стан,
Станет срамный деребан
У замоленной иконы.
Убирайте ставку с кона.
Здесь препоны, там законы.
Было время просто оно -
Возвращение вперёд.
Кому катит, тот и прёт.
Вирши показались крамольными. Отнесены были в участок. Дошли до следственного пристава. Случилось дознание. Служку выспрашивали. Разговор долгим не получился. Услышал будущий дьякон то же, что и от церковноначалия.
Ушел. Парой лет спустя был рукоположен и долго настоятельствовал в большом селе Духовщине, Смоленской же губернии.
Через несколько лет (дело было, кажется в год после несчастного мятежа на Исаакиевской площади в столице) Фаддей Булгарин получил (как бы для своей недавно зажужжавшей "Северной пчелы") толстую посылку из Сибири. Посылка показалась и оказалась странной. Намотано на фунт бумаги - а смысла почти нет.
Один смысл - листок дешевой бумаги. Витиевато выведенный заголовок, под ним - почти каракулями (видно, писал сухорукий или близорукий человек) - вирши.
Посвящение сослуживцу
Не имут сраму даже те живые,
Что, вопреки рассудку, наугад
Привыкли гнуть свои, да и чужие, выи.
Кто станет свят - тому не скажут: "Гад".
Пригоден? Будь. Будь проклят и прославлен.
Приславлен будь к кому-то посвятей.
Витийствуй дальше. Будет озаглавлен
Твой надобный роман хоть "Выжигин Фаддей".
Булгарин стихи не напечатал - ни в "Сыне Отечества", ни в "Пчеле".
Прошло года четыре, и публике был представлен роман "Иван Выжигин".
В то же время тобольский градоначальник с удивлением читал ябеду на некоего Алексея Бессменных, устроившего в своем недавно приобретенном дому сектантскую молельню.
По разыскании выяснилось, что "сектанты" были отнюдь не привычными в сибирских краях староверами, а римо-католиками: три ссыльных поляка и один коренной сибиряк.
Католичество осуждалось, но уголовным законом не преследовалось. Дело отправили в архив.
|
|
|
|