Касталог
 
Наша кастетика
 
Городская шизнь
 
Манифесты
 
Касталия
 
Гониво
 
Les libertins et les libertines
 
Читальня
 
Гостиный вздор
 
Форум
 
Культ
 
Периферия
 
Кастоnetы
 
  back

КАСТАЛОГ

 Джордж Харрисон

или

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ БИТЛЗ




"Сексуальная Сэнди, ты всех нас томишь, дорогая..."


       30 ноября 2001 года в Лос-Анджелесе в доме своего товарища и телохранителя Гевина де Беккера умер от рака мозга гитарист "Битлз" Джордж Харрисон. Его прах был развеян 4 декабря над Гангом.
       В самом этом уходе есть что-то каноническое, продолжающее старую тему - тему почти религиозного отношения к творчеству и образам битлов. Перед смертью Харрисон простился с Полом Маккартни и Ринго Старром, а последние часы провел в обществе своего учителя и друга, знаменитого мастера ситара, музыканта и философа Рави Шанкара. Рави до последней минуты тихо наигрывал Джорджу старинные индийские мелодии.
       Жена Харрисона, Оливия, сказала: "Он покинул этот мир так же, как и жил: помня о Боге, не боясь смерти, в мире с самим собой и со своими друзьями. Подождать может все, кроме поисков истины и любви друг к другу". Еще более метафоричен был Кейт Ричардс: "Я надеюсь, что у них с Ленноном сейчас небольшой джем-сейшен там, на небесах".
       
       Мы не станем говорить о том, сколь много изменили "Битлз" в современном мире, проливать слезы, так как завершается эпоха. Мы даже не начнем сокрушаться, что люди смертны, - в противном случае не было бы ни песен, ни стихов, - бессмертные довольствуются амброзией и мелкими бытовыми дрязгами. "Юность гения" тоже вспоминать особой нужды нет, Харрисон - самый младший из "Битлз", учился в средней школе под названием "Ливерпульский институт", носил узкие брючки-дудочки, месяцами не стригся и дерзил преподавателям, а потом подружился с Ленноном и Маккартни и вовсе покончил с систематическим образованием. Дальнейшее известно.
       
       Сегодня, когда тысячами журналистов расписан каждый час "Битлз", когда подсчитано, сколько они тратили денег, выкуривали марихуаны и выпивали пива, когда каждая песня, каждая поэтическая и прозаическая строчка кого-либо из знаменитой четверки покрылась плесенью комментариев и столбцами коммерческих расчетов, труднее всего воссоздать очарование эпохи. Основным качеством "Битлз" 60-х годов была легкость, и этой легкой походкой, этим веселым дыханием им удалось на некоторое время заразить деревенеющий от собственной серьезности мир. Тот, кто нынче будет искать у них пафоса, последовательности и цельности, окончательного и безусловного послания грядущим поколениям, будет необыкновенно разочарован. Тот, кто отправится к ним за нежностью и свободой, окажется вознагражден, как и десять, как и двадцать, как и тридцать лет назад.
       
       Я помню, как в восьмидесятые годы у большинства моих друзей был единственный настоящий праздник - 9 октября, день рождения Джона Леннона...
       
       Действительно, легенда о "Битлз" проверена временем. Поэтому совершенно все равно, какую вспомнить историю, - любая из них окажется символом, метафорой. Но так как речь следует вести все-таки о Харрисоне, а через всю жизнь Харрисона тянется индийский след, то мы вспомним индийскую байку, нет, не каноническую версию, как Джордж познакомился с Рави Шанкаром, учился у него играть на ситаре и сочинил знаменитую Love You To, но несколько более сомнительную сказку о путешествии четырех британских парней в ашрам Махариши Махеш Йоги в 1968 году.
       
       Сам Махариши - тоже знаковая для ХХ века фигура. Во время Второй мировой войны он закончил Аллахабадский университет и вскоре стал учеником знаменитого Гурудева, духовного наставника первого президента Индии Р.Прасада. Гурудева предложил Махариши создать школу медитации, доступной для каждого. Так возникла знаменитая Трансцендентальная медитация, потрясшая Европу и США на рубеже 50-х и 60-х годов. Основной слоган Махариши той поры "Познай себя и получи кайф без наркотиков" увлек сперва Джорджа Харрисона, потом Джона Леннона и других битлов.
       
       И вот в феврале 1968 года "Битлз" отправились в Индию, в школу Махариши. Они приземлились в Нью-Дели и на машине проехали еще две сотни километров до Ришикеша, священного города на берегу Ганга, в предгорьях Гималаев. "Ришикеш, - как вспоминал потом Харрисон, - был полон полуголыми отшельниками, протягивающими свои чашки с просьбой о подаянии, посвященными в шафраново-желтых платьях, послушниками в белом, женщинами с оттененными тушью глазами и окрашенными хной ладонями". Но не экзотика интересовала знаменитую четверку, ее они уже насмотрелись по всему миру и поэтому, не задерживаясь долго в Ришикеше, поехали в Академию медитации, расположенную в пригороде, на берегу Ганга.
       
       Паломников будили в четыре часа утра, они вставали, умывались водой из Ганга и собирались в лекционном зале, где должны были слушать наставника и медитировать два или три часа. После легкого завтрака следовало уединиться в одной из близлежащих пещер и медитировать уже до обеда. Вечером же полагался физический труд - либо работа в прачечных, либо в общественных туалетах. Впрочем, как вспоминает Ринго Старр, это вряд ли можно было назвать трудной жизнью. "Мы просыпались утром, не так что бы очень рано, спускались в столовую позавтракать, потом отправлялись гулять, занимались медитацией или купались. Несмотря на то что нам все время читали лекции, все это было похоже на каникулы. А что касается туалетов, то вместо того чтобы их чистить, Леннон изрисовал стены неприличными картинками".
       
       "Битлз" очень нравилось в ашраме. Тот же Леннон признавался, что это было творческое, ни на что не похожее время. "Я старался, чтобы в голове наступила тишина, но сами собой возникали песни".
       Впрочем, Маккартни индийская идиллия быстро наскучила, и он уехал. Пол вообще был не слишком склонен к умствованиям. Взамен Джон и Джордж пригласили своего давнего приятеля, греческого остроумца и изобретателя Алексея Мардиса.
       Мардис давно дружил с компанией и прославился серией забавных технических шуток: он придумал автомобильную каску и ультразвуковой занавес, способные защитить музыкантов от воплей поклонников, электростатические обои, гарантировавшие совершенную звукоизоляцию, наконец, искусственное солнце, способное освещать ночное небо лазерными лучами. Понятно, что такой парень не мог спокойно усидеть в духовной обители, вся обстановка которой располагала к тишине и молитве. Ему не хватало приключений. Он начал наблюдать за Махариши, и результат не заставил себя ждать. Вскоре Мардис заметил, что гуру - мужчина не промах, соблазнил самую милую блондинку из Калифорнии. Харрисон с Ленноном сперва не поверили приятелю. Тогда Мардис застал Махеш Йоги врасплох, в обществе девицы, со взъерошенными одеждами и без должной выправки духовного лидера. Тут-то наши моралисты и решили предъявить учителю претензии.
       Когда его спросили об обете воздержания, Махариши резонно заметил, что "каждое правило должно быть подтверждено исключением", а ребята просто глупцы. Джон был в ярости, решено было отправляться восвояси. Никто из шоферов везти их в Дели не хотел - в Индии боятся ослушаться гуру; наконец один удалец соблазнился большими деньгами. На обратном пути у машины несколько раз прокалывалась шина и глох двигатель. Но музыканты не вняли этим отчаянным воплям судьбы, они все-таки улетели в свою Европу, и, вернувшись в Англию, Леннон говорил прессе: "Мы ошиблись, чего уж проще".
       Однако Харрисон оказался куда как более сдержан. Он слишком хорошо помнил притчу о Рамакришне, который несколько лет жил в своей хижине с прекрасной женщиной, а потом, когда эта женщина исчезла, окружающие поняли наконец, что она - воплощение богини Кали. "Индия, - говорил Джордж, - слишком чудная страна, чтобы лезть в нее с европейскими мерками".
       Таков итог этой веселой и поучительной истории. Даже Леннон недолго сокрушался, тем более что быстро понял, насколько ему не пристало упрекать кого-либо в недостаточной приверженности сексуальной морали.
       На самом же деле Махариши сотворил с битлами обыкновенное чудо. Впервые со времени создания группы ребята почти перестали пить и употреблять наркотики и за два месяца написали тридцать песен, часть которых составила "Белый альбом". О Махеш Йоги там тоже не забыли. Ему была посвящена одна из самых игривых и в то же время самых изысканных песенок Леннона под названием "Сексуальная Сэнди". Это вовсе не о девушке, а именно об индусском гуру в переводе замечательного таллинского поэта Андрея Мадисона сказано примерно так:

       Сексуальная Сэнди, ты всех нас томишь, дорогая,
       Ты являешься в смешанном обществе полунагая,
       От тебя все мужчины дуреют, и не без причины,
       Но Адамы в твой адрес не в силах сдержать матерщины...

       
       В 1973 году знаменитый итальянский режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини опубликовал статью "О чем говорят волосы". В этом тексте он сводил счеты с хиппующей молодежью за ее отказ от последовательного нонконформизма и утверждал, что "теперь длинные волосы на своем языке невербальных знаков, на языке своей наглой образности выражают принципы телевидения и потребительской рекламы, принципы власти". Казалось бы, судьба Харрисона, первым из битлов отпустившего волосы до плеч, подтверждает правоту Пазолини. В день его смерти были приспущены британские национальные флаги и гвардейский оркестр возле Бэкингемского дворца в Лондоне играл музыку "Битлз", он оставил родным 300 млн долларов и завещал заботиться о состоянии своего поместья Friar Park.
       Однако все это - только внешние вещи. "Битлз" прекрасны уже тем, что показали множество путей к свободе, к той революции номер девять, которая не достигается политическими декларациями и анархистскими манифестациями, которая доступна только для одиночек. И все равно, сколько ты зарабатываешь, и все равно, как ты выглядишь, и все равно, как на тебя смотрят полицейские или прочие представители власти - с равнодушием, с восторгом или с ненавистью. Уже упоминавшийся Андрей Мадисон как-то писал, что рок-музыка преодолевает отчуждение между массовым и элитарным искусством. "Битлз" сделали еще больше. Они разорвали каталог поведенческих тактик, этот хитроумно сплетенный сборник лозунгов, требований и запретов, и оставили человека один на один с музыкой. В обществе потребления, в кругу семьи, среди героев рабочего класса, на земляничной поляне, на гималайских вершинах - повсюду.
       
       "Люси в небесах, усыпанных алмазами" докажет еще не раз, что "все, что нам нужно, это любовь"...
       
       Сейчас стало модно порицать "Битлз" за то, что юношеская любовь к ним не мешала Биллу Клинтону бряцать оружием и Тони Блэру бомбить Югославию. Все это так. Но ведь и крещение в благодатной купели ни в коей мере не сделало римских пап истинными последователями Христа, а всех священников - святыми.



Андрей Полонский
  наверх
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
порочная связь:
kastopravda@mail.ru
KMindex Всемирная литафиша