|
КАСТАЛОГИСТОРИИ ЦАРЯ СОЛОМОНА Писание говорит о нем: "И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всех Египтян. Он был мудрее всех людей, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он тысячи притчей, и песен его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены, говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его" (3 Царств, 4, 29 - 34).
Поколение сменяло поколение, а ум Соломона оставался притчей во языцех. Соломоново решение", - вздыхаем мы с облегчением, "Соломонов суд", - признаем с удовлетворением и покорностью. Однако в самом образе третьего царя Иудеи и Израиля, как рисуют нам его книги Ветхого Завета, пленяет всего больше даже не эта мудрость, с тысячелетиями сильно истрепанная и почти превратившаяся в моралите, а некий переизбыток жизни, полное переживание человеческой участи. С чем-то подобным в более поздние времена мы встретимся разве что у героев Возрождения... Герой из романса...
Соломон был сыном царя Давида и Вирсавии, жены Давидова военачальника Урии Хеттеянина. Однажды царь, прогуливаясь по кровле своего дворца, увидел плескающуюся в воде красотку и пленился ею. Муж же ее в то время воевал на далекой войне и потому не мог помешать любовникам. Ослепленный своей страстью, Давид совершил, вероятно, самый тяжкий грех в жизни: он повелел послать Урию на заведомо безнадежное дело под стены осажденного города. Урия пал, сраженный вражеской стрелой... Вирсавия меж тем забеременела, и царь взял ее в жены. В те дни в Иерусалим явился пророк Нафан, который, говоря притчами, обличил Давида. Раскаялся царь во своем грехе и был наказан Господом: их с Вирсавией первенец скончался во младенчестве. Давид утешил жену, и вторым их сыном стал Соломон. Воспитанник и ученик пророка Нафана, он, - как повествует Предание, - с детских лет преуспел в изучении наук и Закона, и за то сделался весьма любезен Богу. Царь Иудеи и Израиля. Давид поклялся Вирсавии и Нафану, что "сын мой Соломон будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моем". Однако военачальник Иоав и первосвященник Авиафар провозгласили царем Адонию, сына Аггифы, старшего брата Соломона. И только после того, как Вирсавия напомнила царю его клятву, Давид помазал на царство Соломона. По смерти Давида Соломон повелел умертвить Адонию и Иоава, а Авиафара, бывшего первосвященника, удалил из Иерусалима. Молитва Соломона. Укрепившись на престоле, Соломон долго молился о царстве своем. И тогда Бог явился царю ночью во сне и сказал: "Проси, что дать тебе?". И отвечал Соломон: "Я, отрок малый, не знаю ни выхода, ни входа; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтоб судить народ Твой и различать, что добро и что зло..." Писание свидетельствует: "И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов своих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему... и то, чего не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу..." (3 Царств, 3, 7 - 13). Правый суд. О правом и хитроумном суде Соломона Писание рассказывает одну поучительную историю. Пришли к царю две женщины, жившие в одном доме, и принесли младенца. Первая женщина и говорит:, дескать, было у них двое детей. Но в одну ночь подруга ее заспала своего ребенка и подменила малышей. Просыпается она, хочет покормить мальчика, и - о ужас, - ребенок мертв. Смотрит, да это же не ее сын! А вторая упирается, восклицает: "Нет, твой сын мертвый, а мой - живой". И тогда сказал Соломон: "Подайте мне меч. Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой". Первая женщина только охнула: "Отдайте ей этого ребенка живого, только не умерщвляйте его". А вторая кричит: "Пусть не будет ни мне, ни тебе, рубите". И сказал тогда царь: "Отдайте несчастной женщине, которая хочет, чтоб ребенок остался жив, это дитя. Ибо она - его мать". "И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь, и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Царств, 3, 28). Царица Савская. Со всех концов земли стекались в Иерусалим люди, чтобы воочию увидеть мудрость царя. Пришла к Соломону и царица Савская, желавшая испытать его загадками. Но разгадал все загадки Соломон, и тогда одарила Савская царица его неслыханным богатством: "И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону (3 Царств, 10, 10). Впрочем, существует на сей сюжет и более легкомысленная легенда. Царица Савская слыла умницей и красавицей, но была у нее одна тайна - ее исключительно волосатые ноги. И потому она всегда носила платье до пят. Однако Соломон легко разгадал эту загадку. Он устроил пир в зале с зеркальным полом. Посрамленная, царица в спешке бежала из Иерусалима, оставив Соломону все свои сокровища. Строительство храма. Время царя Соломона - высший расцвет Объединенного царства Иудеи и Израиля. "Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились", - свидетельствует Писание. Главным делом этого царствования стало строительство Иерусалимского храма, завещанное Соломону Давидом. Первый храм строился семь лет. Немалую помощь в этом строительстве Соломону оказал тирский царь Хирам, посылавший для него и кедр, и кипарис, и медь. Впрочем, Библия говорит о двух Хирамах из Тира, участвовавших в строительстве - о царе и мастере-ювелире, сделавшим для храма медные столбы и другие украшения. В европейской гностической легенде Хирам - уже архитектор храма, убитый тремя подмастерьями, желавшими стать мастерами, и воскресший на третий день после своей смерти. Семьсот жен и триста наложниц. Еще в юности Соломон влюбился в дочь египетского фараона и взял ее в жены. Всего же у царя было семьсот жен и триста наложниц, и среди них много девушек из тех народов, о которых сказано в Законе: "Не входите к ним и пусть они не входят к вам". Чтобы не огорчать жен своей нетерпимостью, построил Соломон вблизи Иерусалима храмы языческим божествам Астарте и Молоху. И тогда многие жители города смутились, и начались волнения по всей стране. Последние годы царствования Соломона оказались омрачены тревогой за будущее державы. И, действительно, после его смерти Израиль и Иудея раскололись, чтоб никогда больше не воссоединиться. Труды и дни. Превосходный поэт, Соломон оставил после себя три книги. Первая, "Песнь Песней" - чудный дар молодости, нежный вопль о любви: "Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблони: там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые, это я сберегла для тебя, мой возлюбленный!" Вторая, "Книга притч Соломоновых", плод зрелых размышлений и уверенной в себе мудрости, чем-то напоминающая сборник басен: "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь благоразумным". И, наконец, третья, "Книга Екклесиаста" - пронзительный стон о чуде быстротекущей жизни: "Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа... Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд... И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его" И заключает Екклесиаст, объясняя краткость поэмы и быстротечность человеческой жизни: "Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела" 2005
|
|||||||||||||||||||
|