Андрей Полонский

"ПАЛАМИТСКАЯ ПОВЕСТЬ"

история сюжета



     …В то утро я лежал на веранде нашей мансарды в доме графа Василия Капниста, куда, по преданию, захаживал играть в шахматы Николай Второй, ловил солнце и читал Паламу. Верней, пробовал читать одновременно две книжки, - знаменитые «Триады» и житие Паламы, писанное каким-то очередным константинопольским патриархом.
     Паламу я любил с детства. Был обязан даже любить его по всему строю интересов прошедшей уже эпохи. К тому же я лет в двадцать подробно изучил текст Иоанна Экономцева о византийском возрождении и был раз и навсегда очарован им, - самим игуменом и его поздним византинизмом. Даже сейчас, погрузившись в дневники о.Шмемана и какой-то частью принимая, соглашаясь с его презрением к византийскому наследию, ничего не могу с собой поделать, - само слово «Константинополь» тревожит воображение и разгоняет кровь. Я отлично представляю себе эту тоску обреченного и великого города. С запада - венецианцы, генуэзцы, крестоносцы и прочая шваль, которые и двух-то слов связать грамотно не умеет, с юга – персы и арабы, с востока турки и монголы, а здесь жизнь, полнокровная, наполненная, велеречивая, освященная настоящей древностью и искренней верой.
     Крестовый поход 1204 года, когда так называемые рыцари разграбили Второй Рим и погубили, притом навеки, бережно сохранявшееся в его сокровищницах, библиотеках и домах наследие античности, еще раз с предельной жесткостью показал - надеяться не на кого. Рассказывают, что кто-то из патриархов, уже в самом конце XIY столетия, обронил, что предпочел бы видеть на улицах древней столицы турецкие фески, а не латинскую тиару, - и тем самым еще раз подтвердил исторический приговор Византии. Потом это повторит наш Александр Невский: «Латинщики хуже татар».
     Тут можно сколько угодно путаться в кросс-культурных интерпретациях, но одно несомненно, - зависть и алчность ближнего сокрушает сильнее, чем хищная ненависть дальнего. У византийцев, как, впрочем, и у нас, постсоветских русских, очень узок был проход в историческое будущее, они не надеялись на продолжение рода, долгий солнцеворот, смену поколений. Жили сегодняшним днем, с надеждой на преображение мира, с упованием, что история прекратится, и то, что им так дорого здесь, долу, будет отмолено, перейдет вместе с ними в жизнь вечную. Потому и уходили целыми семьями в монастыри....
     …Вокруг всех этих и им подобных тем кружились мои мысли, когда вдруг, одним каким-то движением, как будто уверенным рывком ножа, была распорота ткань времени, и мне открылась вышеприведенная история, в которой, возможно, многие подробности и несообразности связаны с игрой подгулявшего воображения.



Смотрите также:

- "Паламитская повесть" версия 1.2
- "Паламитская повесть" версия 1.0
- "Паламитская повесть" версия 0.1
- Османия: фантазии на исторические темы



 
  TopList KMindex   rax.ru