Наша кастетика
 
Городская шизнь
 
Манифесты
 
Касталог
 
Касталия
 
Гониво
 
Les libertins et les libertines
 
Читальня
 
Гостиный вздор
 
Форум
 
Культ
 
Периферия
 
Кастоnetы
 
back

 

Сергей Крюков

СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ-СПРАВОЧНИК

избранные страницы

Слова и термины собраны в нем не по алфавитному, или морфологическому или другомукакому-нибудь признаку. Они не систематизированы и выступают как нейтральный ритмический фон к исполняемой по радио опере Ч. "Иоланта". С.П.С. предназначен для невдумчивого и торопливого бормотания во время игры в шахматы или нарды или в подкидного дурака. Рекомендации, данные в нем бесполезны, в том смысле, что их не нужно придерживаться. Они ни в коем случае не являются нормой или догмой а потому не нуждаются и в оценке.


ИСКУССТВО - то, что существует само по себе а значит в него нельзя вмешаться и исправить. Древние китайские мудрецы говорили: то что нельзя исправить не имеет смысла.

ГРЕЗЫ - это несимметричные фигуры, цветом напоминающие чернильные пятна, в которые уперся взглядом и застыл выведенный из состояния покоя первоклассник. Иногда грезами прочищают горло. Часто они бывают такие глубокие, что освобождают от нашей юдоли. Обладатели бездонных грез, ставшие в свое время прототипами ослика Иа и персонажей фильмов Люка Бессона, могут в эти дни посмотреть фильм "Жанна Д`Арк" в котором орлеанская дева Мила Йовович общается с англичанами на их родном языке.

ДЕСНИЦА - правая рука человека. Когда-то во времена раскола старообрядцам отрубали правую руку. Но и тогда ее мертвые пальцы складывались в двуперстном знамении. Понеже у человека не одно а два, а то и три прошлого. Только первое связано со смертью и представляет собой горизонтальный отрезок между железнодорожными станциями Москва - Новый Иерусалим. Остаются еще ночи, что глубоко внизу и дни, что всегда справа.

ПАРАДИЗ - рай, в переводе с французского. На сегодня его земным олицетворением можно признать посещение эротического балета "Лидо до пари". Вот, что рассказывает по этому поводу Л.Н., который посещал фривольное шоу будучи в Париже.
"Я сидел в первом ряду. Погас свет и сразу же музыка сблизила нас. В моей руке оказалась свеча. Танцовщица высвободила из-под зеленого боа свои сахарные перси и приблизилась так близко, что пламя свечи уже не помещалось между нашими губами. Я сделаю все как надо, прошептала она. Это у тебя есть? Есть..."
Ну в это еще можно поверить. Но, то что вход в заведение стоил всего десять франков верится с трудом.

СВОБОДА - ощущение, данное нам в детстве. Как сейчас выясняется, в долг. Любимая тема Райнера Фасбиндера.

АВЕЛЬ - сын Адама и Евы. В отличии от своего брата не делал ничего, но был добрый и внимательный, за что особенно любим. В некоторых кинопремьерах режиссеры наделяют своих героев печатью библейских братьев. "Пес- призрак" Джима Джармуша - печать Каина. "Песнь о Мифуне" - печать Авеля.

СТРАННИКИ - морфологически слово происходит от прилагательного "странный". Здесь это посетители нетипичных и поэтому "странных" мест в столице. Это прежде всего такие клубы, как "О.Г.И.", "Авторник", "ПушкинГ". Те, кто своим появлением в том или ином месте подтверждает мысль тибетских мудрецов о том, что иногда прекращение движения можно принять за спокойствие бесконечного дела, являющегося истинной целью.

ПАЛЕСТИНА - кому-то может показаться, что в содержании СПС нет никакой систематизации и следовательно никакой пользы. Но те путешественники, кто верен не месту и действию, не форме и содержанию, не стилю, вкусу и цвету а Истине, обязательно отыщут друг друга в этом лабиринте. Сейчас, это последний кусочек севрюги накануне Великого Поста, голоса телефонных призраков, которые лукаво шепчут свое "прости и ты меня", последние спектакли Геликон-оперы, тарелки и блюдца на картинах Штеренберга в столичном вернисаже, провальные театральные премьеры типа "Отелло" . Все дни до Пасхи, наполненные смыслом покаяния. Прелюбодейство? Нет. Водка? Нет. Наркотики?..

ГАНЖ - река на границе Туркмении и Афганистана. Отсюда ласковое названия марихуаны среди столичных любителей травки. Ошибочно представляется некоторым путешественникам новым Иорданом. В эти дни одна из крупнейших фармацевтических фирм Англии проводит эксперимент с 30000 добровольцами, с целью выявить побочные эффекты от действия марихуаны. Открытия могут стать сенсационными. Оказывается умеренное употребление наркотика способствует в лечении не только шизофрении и всевозможных стрессов. Это еще и средство в борьбе с раком и СПИДом.

МОРЕ - подсознательно, для многих путешественников оно является прообразом Рая . Море, еще не небо, но уже и не земля. Наша цель- в сторону моря. В Семиизе, равно как и в других любимых сердцу каждого уголках Крыма, можно купить сносный дом за 500 баксов. Летом - работать, например, катать стокилограммовых сибирячек на лодке под парусом. Зимой - играть в дурака или писать стихи.

ВЕРБА - pussy-willow. Мягкое, пушистое вожделение. Сакральная связь между дарителем и избранником. Буйство и немощь. Рождение плода и гибель. Для некоторых - ощущение неизбежности грядущего. Недавно в ЦДХ выступала Настя Полева, в "России" Милен Фармер, Первого апреля в Горбушке ждут Земфиру. Голос - вот что завораживает похлеще смысла.

КРУЖЕВО - Возьмите в рот шершавую корочку от киви, и , подталкивая языком слово "кружево" от щеки к небу, не размыкая губ,.. Наденьте это, если нравится на. Только напомню, что древнеиндийский закон угрожал смертной казнью через повешение тем, кто осмеливался надеть платье, предназначенное другому полу. С тех пор мужская активность в отношении "нравится" с помощью духов и благовоний обнаруживает угасающую тенденцию. И вот недавно на прилавки книжных магазинов попал "Ящик для письменных принадлежностей" Павича. С промокашками, перышками, трубками, свистками и водяными часиками в которых скрыты наши сексуальные возможности. Чтение книги может сыграть дурную шутку с кем угодно. Так еще недавно женские улыбки и кружева мы примеряли лишь во сне.

ДАМАСК - Это слово включает несколько значений. В старой Москве из плотной дамаской ткани шили церковную одежду. В XVII веке особенно популярны были дамасские золототканные пояса. В нынешней Москве открыты две кремлевские выставки: "Клинки России", что в Оружейной палате и "Вологодский кремль. Сокровища северных монастырей" в стенах Успенской звонницы. Вскройте холодным клинком вену с паршивой прошлогодней кровью, взлохматьте ресницы своей подруги и отправляйтесь солнечным днем в гости к опальному патриарху. От книг, которые Никон подкладывал вместо рогожи под голову еще пахнет стариной. О, дамас-с-ск...

ОСКАР - На моей стене приколот тетрадный листок. На нем нарисован барашек. Он мне особенно дорог, потому что это Оскар. Еще у нас есть отечественная кинематография, но она мне абсолютно не дорога. В доме кино завершился очередной фестиваль студенческого кино. Такой невзрачный поцелуй Александра Котта и Ульяны Шихиной. Жаль, но наше кино умещается теперь в два-три короткометражных имени. Где наши славные деды-победы? От многих даже не воняет. А в Кодаке Киномир пройдет американский "Оскар-99" . И будь он трижды распроклят - но от фильма Хальстрема "Правило винного цеха" чем-то пахнет. "Магнолия" Андерсона , "Талантливый мистер Рипли" Мингелы пахнут, пахнут и цветут. И я не могу забыть Оскара, не могу бросить К, "Перифирию", позвонить N.N., уехать и написать там сценарий а потом снять кино. Почему?…

КРИК - Иногда тебе очень хочется вынуть из портфеля книги и засунуть туда "корабль" анаши, подозрительный колющий предмет, не стираные панталоны времен санкюлотов. Очень хочется. Почему? Потому, что не хочется, чтобы тебя обыскивали по подозрению и просто так.

РЕЦИДИВ - Совсем не то, что аперитив. Теперь у каждого гражданина нашего города будет возможность чаще посещать суды, об этом рассказал вернувшийся только во вторник с чьего-то воскресного дня рождения господин А. Как ему объяснили работники суда, выписывая штраф, теперь после каждого третьего задержания работниками милиции с целью визуальной проверки психо-физического состояния гражданина, он будет препроведен или препровожден в суд. Могут и посадить, по чьей-нибудь настоятельной просьбе.

МАНЬЕРИЗМ - Когда-то под сильным влиянием геометрическим форм в испанской моде 1550-1618 годов, то есть в эпоху маньеризма, мужская одежда стилизовалась под конус, основание которого передвинулось на уровень бедер, к плечам конус сужался, ноги,в прочно завязанных чулках, на которые этот конус как бы надет, производили неестественное впечатление. Так я думал, разглядывая фигуру человека явно без определенного места и времени жительства. Его рука с папиросой нервно дрожала. Вдруг, она помахала мне, и я понял, что не ошибся - это был мой знакомый П.С., с которым у меня здесь назначена встреча. Я передал ему узконосые утепленные ботинки. Я понимаю почему Ренессанс рассыпался, понимаю, почему театр никогда не умрет, даже если окажется на помойке, и я даже советую сходить на спектакль Гришковца "Как я съел собаку", но я не понимаю, что произошло за эти годы с моим приятелем. Маньеризм какой-то. Если бы вы видели, какие девушки прыгали из-за него с балкона...

ПОСТСКРИПТУМ - Скоро лето. Скоро будет где переночевать. Где пересидеть в ожидании утренней электрички. Откроются новые клубы, в первые дни хозяин угостит вас в долг, присядет за столик, споет. "Китайский летчик Джао Да" родил "Дом Кукера". Дверь напротив. Не пропадайте. Пишите, рисуйте, сочиняйте, голодайте. Берите в долг, садитесь на хвост, оставайтесь альфонсами и содержанками, носите плетеные чулки, только не позволяйте себя "пропасть".

ПОСТ - За 20 дней до наступления великого дня Пасхи мы находимся в затруднительном положении. Вот-вот должен появится кто-то. Другие - тоже кто-то - его ждут. Вот он появляется. Приближается.
Утром в дверь нашего героя постучала монахиня. Он долго не открывал, потому что в его жилище третий день ночевала смерть. Монахиня осталась у него в доме. Читала иеремосы и нужные каноны. Когда она садилась в изголовье кровати, больной поправлялся, когда в ногах - умирал.
Кто он? И что станет с нами, когда упадет занавес, и он и монахиня останутся вдвоем? Предполагаемые персонажи на роль главного героя: актер, читатель (зритель), воин, поэт, художник.

АКТЕР - Существо внешне неотразимое, но половинчатое, а потому самим собой еще не осознанное. Имеет несколько состояний "души". Сегодня вечером он сухой, завтра утром - размоченный. В промежутках короткой ночи - просто блуждающий в лесу ребенок.

ЧИТАТЕЛЬ (ЗРИТЕЛЬ) - Как герой - заранее обречен на поражение. Скудная культурная диета 60-80 годов не могла не отразиться на здоровье нации - в целом оно подорвано. Одной из форм латентной желчно-каменной болезни с приступами и диспенсией стала маниакальная боязнь читателя (зрителя) депрессивных тем и сюжетов. Томики Достоевского, Толстого, Горького на наших полках - прошлогодние шляпки опят и подсохших лисичек. Но вот журнал "Иностранная литература" готовит новое блюдо из галлюциногенных грибов, которое должно сыграть роль удаления шлаков. Повар: Альдо Ново. Естественно - итальянец. Называет себя основоположником литературного каннибализма. Так что готовится чистка печени в условиях немого диалога.

ВОИН - Плохой кулинар, но непредсказуемый едок. Нас волнует в связи с горячей смесью эстетизма и инстинктов убийства. Когда-то воин был не только источником вдохновенья поэтов, но его одухотворенным воплощением.
Герой северных походов 11 века Хатиман Таро согревал зимой собственным телом своих полузамерзших воинов. Однажды, он пощадил злейшего врага, который, умирая, смог в стихах ответить на его поэтические строки, которые Таро произнес, пока целился из лука.
Но и мы знаем, как грозный князь Юрий Долгорукий гарцевал в танце пред своими войсками, прежде чем повести их в атаку.

ПОЭТ - Всегда скрытое стремление к власти с помощью языка. Поэты лгут, уверяя, что никогда не помышляли занять место Бога. Как признался однажды Иосиф Бродский: "Каждый из нас немного Фюрер". Человек, однажды получивший от другого все, расплатившийся подложным векселем, на котором вместо росписи стоял ничего не значащий словесный верлибр. Он навсегда искушен мыслью, что "ему лучше знать, как жить". А оттуда шаг до сознания того, что он и сам лучше. Пойте любовь, господа!

ХУДОЖНИК - Филин, в проеме готического окна, за которым прячется лунный свет, лишающий жизнь красок и уподобляющий ее миражу. Вот имя нынешнего героя.

ПОСТ - В дни поста он обречен быть единственным свидетелем собственных смертей и возрождений.
Только монахиня осталась с ним.
С кем бы из нас осталась она, не побоявшись, что ее слово будет принижено?
Художник? Поэт? Воин? Читатель (зритель)? Актер?
Вы братья? - удивился Господь. - Никакого сходства.
Разумеется. Но только сейчас у нас никакого сходства и быть не может. Но в остальных случаях мы удивительно похожи. Так очень часто нас не могут различить самые близкие люди. Они и первыми нас путают, причем так, что помочь разобраться не можем и мы сами. Кто я, а кто другой.
Тяжелый случай - согласился Господь.
Ничего. Мы привыкли к трудностям.

БУКВА "Д" - Иногда бывает так - просыпаешься утром, но продолжаешь думать. Или так - тебе снилось, что ты один и твое бессознательное говорило тебе, что сегодня точно все произойдет. Потом ты смотришь на часы и понимаешь, что все уже произошло, но не с тобой а с кем-то другим, еще в раннем детстве. А иногда ты сначала смотришь на часы а потом просыпаешься. А случается что ты не можешь проснуться. Но только однажды. А иногда ты гуляешь во сне голым. И просыпаешься голым и понимаешь, что ты не один, рядом еще кто-то. Но это не мама. Иногда тебе снятся стихи, музыка, другие города, лица - и ты все это выдумываешь и только для себя и не обязан никого любить.
Иногда просыпаешься - под тобой небо.
А иногда - другое небо.
Много чего веселого и ужасного может произойти, когда просыпаешься, особенно если кто-то проснулся раньше тебя и уже набирает номер твоего телефона, в тот момент когда ты прогуливаешься по весеннему саду, мило беседуя о чем-то с Иосифом Бродским.
...И тут ты просыпаешься, но не кричишь, не можешь закричать, поскольку твой рот сковала буква. Всего одна лишь буква Д. Ты приклеиваешь ее языком к небу и отправляешься на поиски чего-то, что могло бы восполнить прерванный диалог. Хотя бы с эстетической точки зрения.
Дальше начинаются кошмары...

ДЕИЗМ - Тема не только для философских бесед. Пусть Бог - первопричина, но на земле свои законы, которые мы то и дело пересматриваем. Недавно в Таиланде нашли останки самого древнего динозавра. Но удивительно не то, что рекордсмену 60 млн. лет, а то, что в его груди билось четырехкамерное сердце. Следовательно, теплокровные были на земле раньше чем рептилии. Кто сказал что не мы были первыми? Ну, где этот стрелочник?

ДЫК - Может быть во всем виноваты не мы? Ну так и ладно, елы-палы...
Когда-то с помощью Дмитрия Шагина или Б.Г. это междометие стало предвестником эры косноязычия, эпохи Бивиса и Батхеда. Может в просторечье оно и выражало философские поиски наиболее мудрствующих крестьян, но мы-то тоже были в глухой деревне и знаем, что и по сей день там говорят на чисто русском языке.

ДРУГОЕ НЕБО - Что есть высшая справедливость и в чем скрыта магия несовершенства? Прошло уже почти десять лет, с тех пор как журнал" Иностранная литература "опубликовал первые главы " Хазарского словаря". И как бы ни говорил автор, что заботится только о гастрономической и физиологической полезности произведения - оно явилось носителем формальной идеи Другого Неба. Речь не о Дьяволе, как противоположности Богу. По своему иерархическому рангу он лишь его "personal assistant". Парадокс популярной сегодня литературы в том, что с ее помощью мы пытаемся создать и почти создали другого Бога. Еще не скоро мы придумаем ему имя. Но уже сегодня, если что-то не выйдет с первым , мы уверены - получится со вторым. Он не будет похож ни на кого из известных тотемических братьев. Пока он беднее всех нищих, но скоро обогатится нашей любовью. Совсем скоро, как только мы достроим для него Другое Небо.

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК - Все что нам сниться - умещается в опыты нашей короткой жизни. Может кому-то и присниться Александр Сергеевич Пушкин или Грибоедов или Блок, но только в связи с его бедным параноидальным опытом. В реальности остаются еще бесценные коллекции музеев и галерей, в которых путешествовали и наши гениальные предшественники.

ДАЛЕЕ - Сколько не говори, что дальше что-то будет - кроме того, что закончится этот день, ничего определенного не скажешь. Разговоры о будущем еще у древних греков считались постыдным занятием. Но есть еще надежды. Они не позволяют заниматься самоуничижением, когда твердишь, что все напрасно, что только и знаешь что ничего не знаешь о том, что скоро произойдет. Подмигиваешь, покашливаешь, кряхтишь и снова надеешься. Так и живешь. Совсем не так, как в кино. Хотя там - иногда так же как здесь.

УХО - инструмент, для улавливания звуков музыки. Музыка - память о детстве человечества. Хотя, замечено, что чем чаще ходишь в оперу, тем сильнее тянет в Третьяковскую галерею. Музыка властвует над всеми, она принадлежит одновременно всем и никому. И наконец, когда слушаешь музыку совместно с демонами в образе близких людей - за нее приходится дорого платить. Есть люди, которых к ней глухи. Среди них плохие поэты, евреи-шахматисты, пьющие историки, Понтий Пилат, кинорежиссер Феллини, и некоторые тещи, которые есть гордость любой нации. А есть такие, кто не слышит вокруг ничего кроме своей музыки.

СНЫ - Когда собираешься в церковь, не забудь одеть своей девушке трусы (фраза из сна, автор не установлен.)
Фрейд в лекции о символике сна писал: "В распоряжении сновидца есть способ символического выражения, который ему неведом когда он бодрствует. Это поражает так же, как если бы мы узнали, что наша служанка понимает санскрит, хотя известно, что она родилась в соседней деревушке". Сумничал я по поводу Фрейда размышляя о новых видео инсталяциях которыми наполнена московская кино афиша и в названии которых угадываются те же тщетные поиски выхода из реальности, которые давно известны путешественнику в сновидениях.

РЕАЛЬНОСТЬ - Иногда простой проблеск реальности можно принять за полное ее осуществление (из наставлений тибетских мудрецов).
Учился десять лет назад во ВГИКе один будущий прибалтийский кинорежиссер В. Он любил подсматривать и подслушивать. Приглашал в гости влюбленных, предлагал выпить, оставлял их вдвоем а сам подсматривал в замочную скважину. Завел как-то мышку, держал ее в бутылке и просил молоденьких киноведок мышку подкармливать, оставлял им ключи а сам забирался под кровать и подсматривал. Много чего любил записывать на диктофон, оставляя его в туалете. Ничем не злоупотреблял, но тайком читал о Тимоти Лири и опытах с ЛСД. Теперь говорят стал известным в Европе театральным агентом.
Памятуя о странностях В. я посоветовал бы сходить в театр, на пришельцев из Европейского театрального пространства со спектаклем театра Види-Лозанн из Швейцарии "Мизантроп". Постановка Лассаля. Но только для тех, кто эти пристрастия сможет с кем-нибудь открыто разделить. И еще хотел бы предостеречь почитателей творчества Анатолия Васильева, особенно тех, кто немел когда-то от его лаборатории духа. Последний спектакль на тему Пушкин и концерт может сильно разочаровать отсутствием того же духа.

ПЛАЩАНИЦА - В 1898 году в Париже во время выставки религиозного искусства археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка Плащаницы из Турина, которую привезли на выставку, как произведение древних художников. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, фотограф опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя.
Каким был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце прошлого века? И что изменилось с тех пор, когда Европу накануне ужасных войн населяли антихристианские мировоззрения в дворянских и интеллигентских кругах с идеями Дрэйвса, Ренана, Льва Толстого, Фердинанда и Бруно Бауэров? Ничего. Абсолютно ничего. Европа дряхлеет, теряет память, ( в Нидерландах христианская религия занимает умы лишь десяти процентов населения ). И кто-то опять к губам прикладывает палец и говорит: молчи, молчи...

НЕГЛИЖЕ - Ой, а чо это у меня в шкапе пошевелено... - всплеснула руками бабушка.
Дрожа от страха, я стоял за шторой.
В шкафу старушка прятала деньги. На дне пропитанного ароматами духов ящика с довоенным приданным - мушками, рейтузами, лифчиками и резинками с кнопочками посередине. Не замечая меня, бабушка пересчитала деньги и ушла, не заметив пропажи своих кружевных чулочков фанцолетто, которые я решил подарить Катьке. Мне было ровно девять с небольшим. Я стоял за шторой и думал о том, что настоящий эстетический объект должен быть таинственным и притягательным, как бабушкино неглиже.

ANTANDEZ - VOUS! - Помни, что партнерша в танго - не просто твое украшение. Она может либо спасти, либо погубить... - предупредила меня бабушка. Но вспомнил я об этом слишком поздно.
В семь лет родители отправили меня с бабушкой в Феодосию. Там на сцене санатория им. Розы Люксембург состоялось наше первое и единственное выступление в конкурсе бальных танцев. Особенно мы отличились в латиноамериканской программе посвященной герою Виктору Харе. Я выступал в женских туфлях на огромной платформе а бабушка - в купальнике и боа из страусиных перьев. Но истинный успех пришел к нам вечером в ресторане. Стоило только бабушке слегка изменить свой костюм - снять купальник и подвязать под обнаженной грудью платок на манер греческого серфиона. После исполнения танца бабушка позировала местному художнику Делакруа для картины, посвященной свободной республики Чили.

LES AMOUREZ - Все на земле однажды встречаются а потом долго расходятся. Чем короче память - тем счастливее жизнь - пыталась объяснить мне бабушка, опуская в таз с водой только что появившегося на свет котенка.
Поиск идентификации продолжается до сих пор. Пять миллиардов жителей на планете бессознательно стремятся к множеству комбинаций но останавливаются, как правило на одной - двух...

...А недавно встретился с Б. Хотел скорчить рожу, но не смог. Вспомнил, как учил когда-то французский язык вместе с бабушкой, а теперь все забыл. Так и с моим приятелем - опустил глаза и ...прошел мимо. Мы - любовники семидесятых - сделали когда-то вдох и теперь пробуем выдохнуть все вместе свои однозвучные годы...

Все не так ужасно, соврешь ты , прикинув, что в общем-то и сам сыт и обут. Пороешься в старых файлах, отыщешь, скажем, 82 год. Вспомнишь, поежишься - нет. Было похуже. Книги стояли на полках, рядом спала любимая, что окажется позже не та. А все остальное имело далекий, едва заметный оттенок присутствия духа.
Годы летели. Ты бегал с острой саблей по чужим кухням, как прелюбодей по кроватям. Смысл, говорил ты, это тр-тр-тр-тр-тр и не задумывался. Засыпал с пьяной русской литературой. Сетовал на короткие творческие жизни людей, изучал православный инструктаж и вяло ожидал конца века. Снилось что не будет в конце девяностых Сорокина и Пелевина, Акунина и Болмата. А будет какой-нибудь Коля Пушкин гоняться за тобой с рваным лаптем - сретенский сумасшедший, последний носитель русского языка. Но русская литература не спилась, она завязала. Чуть прикурилась и мягко подсела.

Все не так ужасно, просвистит падающий в море самолет. Случится беда с подлодкой и кончится этот год . Радуйся рассказам друзей-путешественников, вдыхай как они запахи Настоящего. Это зимой в картере что-то стучало, а сейчас даже нет необходимости лишний раз открывать капот. Стартуешь в пятницу , например, до Селигера. Под Тверью решаешь поехать дальше, мимо деревень, где мелькают лотки с вяленым угрем а по обочинам озираются продавцы чеков. Свернешь на проселочную дорогу и поскачешь по ухаб до самой ночи. Пока не упрешься в звездное небо. Дело в том, что с тех пор как отечество опустело, расстояние до звезд стало чрезвычайно коротким. Можно забраться на холм с какой-нибудь конаковской красоткой. И только потом послать тебе мееседж: Летал в горы. Видел красных рыбок. Переплывал облака. Все хотел написать тебе, да никак не мог вспомнить имя, факс, телефон, адрес, а как вспомнил - забыл. Навсегда.

"GENESTHO" - На прошлой неделе в Германии нашли греческий папирус с надписью, оставленной рукой Клеопатры. "Делать так" - гласит призыв царицы, таящий в себе угрозу. Контекст пока не найден. Безусловно, немецкие ученые, предки которых населяли окраины Римской империи, испытали нечто вроде оргазма. Доверившись опасности, они приступили к дальнейшей расшифровке контекста. Но вряд ли будет обнаружен истинный смысл послания египетской царицы. В те времена тайн было больше. А значение тех же слов - несоизмеримо с нынешним. Сегодня мы измеряем все эпохами, но расстояние от кровати до могилы со времен Понтия Пилата нисколько не изменилось.

ТУКОВАЯ КИСТОЧКА - Во Флоренции под собором обнаружен скелет, который принадлежал ( и принадлежит до сих пор) горбатому старику, хромому карлику, сумасшедшему художнику Раннего Возрождения, открывшему в живописи перспективу. Короче, Джотто. На самом деле - это сообщение не является прямой ложью или достоверной правдой. Если бы не одна метафора - сломанный зуб скелета. Именно за этой деталью и устремляются наши ассоциации. Великий Джотто никогда не расставался со своей драгоценной туковой кисточкой. Цедил вино, лупил подмастерьев, доил и окучивал свою Бианку, ругал еретиков и неоплатоников, храпел во сне - он всегда держал кисточку во рту, сжимая ее зубами. Так и умирал, проклиная сквозь зубы мрачное средневековье, а по сути гениально рассчитав перспективу своего возрождения.

РЕРАЙТЕР - Вслед за Букером и Антибукером, Пушкинской, Григорьевской и Пастернаковской в России учреждена новая премия - "Национальный бестселлер". Главная цель премии - выявление произведений, обладающих "высоким рыночным потенциалом". А тем временем, ученые предполагают, что профессия переписчика вскоре должна заменить авторство. Авантюрный и репродуктивный метод письма нынешних романистов приводит к неутешительным научным данным. Писателей будет больше - к ним добавятся переписчики. Будет доминировать усредненный тип, который уничтожит слабый тип современного литературного гения. Это будут рерайтеры. Современная биология ( нынешний лидер среди естественных наук) после расшифровки генома человека легко справится с этой задачей. Для чего все это делается? Наконец-то, писателями будут не становиться а рождаться. Наконец-то, будут дописаны неоконченные романы Кафки, Джойса, Достоевского и многих других сомнительных литературных столпов. Тех, кто всегда бежал впереди своей цели. А поскольку их рыночный потенциал очень низок, они будут изъяты из списка классиков. Тем самым рерайтеры облегчат путь человечества к новой истине.

ТРИЕРИЗМ - Впервые со времен Гильденстерна и Розенкранца в Дании появился новый принц-культуртрейгер. Это Ларс фон Триер. Кинорежиссер, который поколебал красочную агонию кинематографа, главным образом американского. А кто же неотмщенный и обманутый отец? Думаю, что Чарли Чаплин. Кино - это самая опасная метафора. С его новым фильмом "Танцующая в темноте" связан главный метафорический обман, который был сформулирован нашим предком предельно точно: "над вымыслом слезами обольюсь" и который не является ложью.

TOTO COELO:

ГОРОДСКАЯ - История сшивается войнами, олимпийскими играми и оборотом наркотиков. Взлеты и падения личного эгоцентризма - не в счет. Хотя кое о чем ты узнаешь первым. Осень, элегия. На Москву падают ее последние дары - "шишки". Как семь сестер -прелестниц неба, с которыми еще не говорил ни один мужчина, ниже дитя мужеского пола. Еще хорошее кино. Можно пойти в Киноцентр, посмотреть ретроспективу Йоса Стеллинга. И узнать, что кроме "Летучего голландца" там крутят фильмы про самураев, немецких проституток и "Простую историю" Дэвида Линча. Мир который ты обозреваешь, поднимаясь по миллиметру в минуту верхом на газонокосилке на гору Сион, прекрасен, как путешествия Еноха.

СТАНСЫ - А можно послушать радио, включить телевизор и окунуться в межнациональный разврат. Пусть наши сестры станут нашими женами. Нет ничего отраднее распространения феодализма. На фоне футбольных еврокубков это поддерживает живой информационный интерес. И немного стансов. Точка отсчета - твои губы. Вчера ты писала: О, Иерусалим ... Вспоминала немого араба, который кормил тебя с руки. Сегодня израильские танки и вертолеты обстреливают Раммалах. Может эта война наконец вас разлучит. И ты, Анефа, стройная как Сара и прекрасная как Ребекка, оставишь своего Иосифа и вернешься ко мне. Пусть победит тот, кто моложе.

ИСТОРИЧЕСКАЯ - В сакральном смысле, миром правит вымысел и его вещественные доказательства. Мифы ,как известно, пишутся на поле брани, на прахе завоеванных народов. Вещественное доказательство - эпос покоиться в музеях. В Новгороде найдены самые древние письмена восточных славян. А в Москве открыто для разглядывания уникальное собрание путных икон. Включая двусторонний крест монаха Пересвета, с которым он был запечатлен еще в прошлом столетии на картине, кажется, Нестерова. Теперь знают все, что не было Куликовской битвы, не было поединка Пересвета с Кочубеем. А крест? Куда его денешь? Лучше думать о Китае и китайцах, сделать для них что-нибудь. Обратить их в христианство, например. Знакомый писатель Ван Нам, посетив как-то православную службу говорил мне: "Китайцы примут православие с радостью, без проблем ". Чего мы ждем?

ДЕРЕВЕНСКАЯ - Нам только кажется, что мы умеем измерять время. Совсем другого мнения те, кто не выделяет при половом акте эндорфин и носит в своей одежде лишь блох. Это животные. Их время - карта неба. Атлас невидимых маршрутов, по которым пролетают лебединые экспрессы сначала на север, потом и на юг. Такое же время в глазах кошки, вышедшей на охоту по следам своих предков. В кругу этого времени , сняв штаны, на корточках сидит Человек. Еще вчера он всех сокращал. Сегодня - решил преумножить. Занес в Красную книгу гаура, азиатского быка, а теперь задумал его клонировать. Потом, клетки воскресшего быка, скрестит с человеческими и появиться нечто, известное по греческим сказкам. А вслед придут герои, за ними поэты... Человек сидит на холме, ему кажется что он все придумает. А над ним лебединые трассы. Об этом, как мне кажется стихи Роберта Фроста, которые вышли недавно в новом переводе. Скучная поэзия, которая может к чему-то обратиться.

НЕБЕСНАЯ - Попытки, возможности, случайности, встречи - не встречи, арабы, евреи, сербы, албанцы, китайцы и эти эпитеты, антомасии и метонимии. Все это , хотите вы или нет, цвета сегодняшнего неба. Toto coelo. Так одним росчерком струи расписывались на песке древние римляне, когда выходили перед сном помочиться. Это не самое последнее открытие сегодняшнего дня. Наш утлый челн растянулся как член. Плывем. Видимость - ноль.

КЛЯТВЫ - Каждая фотовыставка сегодня интереснее того, что можно различить сквозь теле и радиопомехи. Потом долго чего-то хочется сотворить. Творить, это когда очень хочется. Если очень хочется, можно лишиться дара речи. Успеть сказать первым , потом запнуться, найти под ногами записку, от которой пахнет разлуками: "если ты еще раз встретишься на моем пути - я прострелю твою голову". Пригнуться ниже окон напротив, к самой земле и побежать. Спасать свою душу. Бежать и помнить, что клятвы ты еще можешь держать но выполнять обещания - никогда. Ближе к последней странице.

ОБЕЩАНИЯ - Если очень хочется, то можно вспомнить такую поговорку ассирийского царя Аршубпанипала . (За правильное написание имени не ручаюсь). Если очень хочется, говорил царь, то начинай готовиться прямо сейчас. Свои высказывания царь помещал на глиняных плитках. В результате их у него набралось до тридцати тысяч. Это самая древняя библиотека. Говорят, что расшифровать то, что собрал там царь невозможно. А если очень хочется, то лучше сходить сегодня в Англиканскую церковь что возле консерватории на концерт Ирла О,Лионарда. Вы не знаете кто это такой? Значит с вами еще ничего серьезного не случилось. Торопитесь узнать. Еще ближе к последней странице...

ПРИСТРАСТИЯ - В те времена, когда у каждого в тарелке всегда была ложка, в карманах мелочь, а на шее ключ, пристрастия и выбор существовали в очень ограниченном количестве. Правда, степень этого "очень" была детерминирована в свободу. В абсолютно прозрачную свободу, возможную только в полицейском государстве. "Невыносимая легкость бытия" с Жюльетт Бинош, концерты Бьорк в Риге, сны с Настасьей Кински, плюс встречи и расставания с той, что не похожа , к сожалению, ни на одну из них, минус клятвы и обещания. Ни клятв ни обещаний - главное на сегодня приобретение "тех времен". Так переводится последнее слово на последней странице.

КРУГ - Когда-то Люди "нашего круга" по вечерам размышляли над аподиктическим способом восприятия действительности на основе "Мелосского диалога" Фукидида. Потом они забыли эту сказку. Теперь они не могут вспомнить того, кто подбросил в почтовый ящик пакет с анашой. Того, кто не оставляет в покое своими клятвами и обещаниями ничего не обещать. Кто это - друзья или враги? Сегодня - это мы. Метафизические дети от морганатического брака. Но не просто союза принца белой крови с женщиной более низкого положения - союза без клятв и обещаний. Отсюда все эти слова лишенные смысла но преисполненные уверенности. Так и живем, каждую ночь пробираясь сквозь "е" в слове смерть на последнюю страницу...


  наверх



Проза

Сергей Крюков

словарь
путеводитель
справочник

с.-п.-с.
рецепты соления пожаров



Поэзия

Звук

Живопись

Фотография

Кино
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
порочная связь:
kastopravda@mail.ru
KMindex Всемирная литафиша