|
||
![]() |
|
ФАУСТ И ДРУГИЕ![]() Почти все может доктор Фауст, заключивший от скуки договор с одним из мелких чиновников адской иерархии, плутом и забавником с хорошим именем Мефистофель. Несколько столетий подряд, в совершенном одиночестве, прогибал он под тяжестью своих прыжков довольно хлипкий настил на подмостках европейской жизни. Мефистофель шалил, Фауст витийствовал всерьез, порой забывая о договоре, - другие архетипы дремали. Лишь одно было не под силу ученому безобразнику, пылкому оратору и преобразователю вселенной - признать совершенство настоящего. Действительно, удачно придумано. Скажешь: "Остановись мгновенье, ты прекрасно!", - и всей твоей истории конец, не так ли, любезнейший господин Гете? "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!", - эти слова черта украшали детский календарик, который любезные родители вывесили над моей кроваткой лет эдак в семь, едва я только выучился читать… …Как-то неожиданно фаустовский порыв иссяк. Пропал интерес к научным изданиям, к открытиям, техническим рекордам и прочей высокой магии. Сухой Геннон с пафосным Элиаде и претендующим на художественность Майринком едва ли заменят прозаика - Маркса и поэта - Ницше. Будто дух, некоторое время тому назад выпущенный из закупоренного сосуда, набедокурил, делая вид, что исполняет просьбы братьев вольных каменщиков и их мастера из Веймара, набедокурил, а потом растворился в воздухе. То есть люди вовсе не устали преображать мир, нет, отнюдь, они делают это с не меньшим упорством, чем, скажем, лет сто назад, но с какими-то более мелкими, вовсе не метафизическими целями. Все как будто бы для хозяйства, своего маленького блага, из собственной неосторожности, не ввиду договора и не под диктовку. Когда это произошло? Быть может, во второй половине ХХ века, - в ту пору сошлись все свидетельства, и стало ясно, что Фауста и Мефистофеля, эту парочку неразлучных всадников, слишком часто видели на дороге, ведущей от медных рудников Экибастуза прямиком в Освенцим. Нет, скорее чуть позже, когда обнаружилось, что сюжеты исчерпаны, и поэты начали щеголять цитатами и заимствованиями, из которых постепенно вырастала новая мифология. И уж наверняка совсем недавно, после того, как один японский американец или американский японец заявил, что история завершилась. Завершилась история Фауста, - забыл добавить он. Но тут есть один очень любопытный вопрос. Наверное многие чувствовали, что концовки большинства великих сочинений 18 и 19 века как-то провисают, не очень-то в них верится. Как бы сочинял автор роман или трагедию, сочинял, а зачем - забыл. А потом вспомнил, и ну эпилог дописывать. Гетевский "Фауст" - в этом случае не исключение, скорее, одно из первых звеньев длинной цепи. Вторая часть этой пьесы для мироздания с оркестром выглядит вообще немного ходульно, а уж развязка - тем более. И потом на собственном опыте мы знаем, что никуда не делся господин Фауст, почти два столетия еще ходил меж людей, посмеивался. Одна опера Гуно чего стоит: "Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал" и т.д. (При чем здесь Сатана? - поразительное мистическое легкомыслие, свойственное для 19 века. Представьте себе, на протяжении десятилетий в каждой европейской опере, ну хотя бы раз в месяц, звучала эта эффектная ария, и дамы в бриллиантах, и мужчины в строгих костюмах, полагая, что приобщаются к высокому, вставали и аплодировали.)… Так вот, нынешнее исчезновение Фауста, связано ли оно с тем, что его навеки удовлетворила общая картинка человеческого существования, или, напротив, насмотревшись на плоды своих дел, он наконец научился ценить мгновение между вчерашней целью и завтрашним замыслом? А быть может его осенило, что застывший миг - это и есть ад? То есть сидит нынче наш герой в маленькой квартирке на Манхеттене. Антикварная мебель, книжные шкафы, битком набитые средневековыми рукописями. Сидит он в халате, на постели, ворот расстегнут, на худой шее медальон с черным турмалином. В окна бьет яркое солнце, и Мефистофель, одетый во вполне уместный для него кафтан слуги, чуть прихрамывая, поднес ему чашку отменно сваренного кофе. Черт уже отпустил чашку, Фауст ее еще не взял. Но его время остановилось.
|
![]() фауст и другие ![]() память и личность ![]() ситуация ТАВ ![]() случай и свобода ![]() заговор умолчания, или правила игры ![]() каннибальский манифест dada ![]() любить блядей ![]() метафизика кинематографа ![]() ода субкультуре ![]() Ошо Раджниш. жизнь. любовь. смех. ![]() первый манифест |
||||||||||||||||||
|