|
Яна ЮзвакХОЛОДНЫЙ ЦИКЛ
Мне холодно. Прозрачная весна…
О.Мандельштам Не дрожи, тебе не холодно – то ли дело Воркута, Печенга, Архангельск, Вологда, – разрывная мерзлота. Кровь не стынет, а топорщится, из-под ворота времён, мне к тебе под кожу хочется, Симон, Симон, Сен-Симон. И в пророческих видениях, в обольстительных речах – ледниковая материя, ледоколовый причал. Славянская симфония 1. Как я лежала глазами в землю, глазами в землю, сыру да мокру. Как я смотрела, что под землёю, кто под землёю, да кроме мёртвых. Как мне не видеть, как не дивиться, что кроме мёртвых в земле живые. Смотрю и некуда деваться: какие лица… Нежилые, нежилые земли тебя приветят, не желаю, не желаю слышать о доме вечном, на очах по медной – считай – монете, извините, сдачи мне выдать нечем. 2. Жевала корни, кору жевала, и всё мне было как будто мало, как будто мама не целовала ни в лоб, ни в печень; не говорила мне о камне придорожном, не рассказала, что почём и где берут и что у мира корешки да ненадёжные, расти, мой аленький, пока тебя… Сорвут, сорвут поцелуй твой горький с губ твоих сладких, соврут, соврут о далёких странах и островах, беги, беги, пока тебя не лишили ада, пока на шее твоей не репа, а голова… 3. Болталась вправо, болталась влево, не перегнуть твоё колено, не преломить в ладони хлеба, не выковать ключицы ключик плечо лопатка слезой горючей слезай, мой сладкий, с небес на землю с земли под землю расти-расти горчицы семя из-под земли медовым стеблем и к небесам Как я лежала глазами в небо, глазами в небо, сыро да мокро. Как я смотрела, как на экране, на чудеса. * * * Завела друзей. В лес завела, в степь заведу. Заведу в музей – тут ерунда, там ерунду покажу, скажу: «Небо во там, солнце во тут, нету удержу – голос висит, слово во рту подвисает так, как скарабей – счастье-песок – на твоей груди – смерть-волосок, пуля-сосок. И на грани сна друг или враг, враг или друг, рыбица-блесна, леска-паук, ласка-паук. На пределе слов любый любой, друг дорогой, ижица миров – слева дугой, справа дугой, середина – золото. Мир – орех расколотый, ядрица калёная, пресная, солёная. Небо там, а солнце тут – под ногами, жизни ароматный жгут баббл-гамный. Жизни жвачечный пузырь, хлоп и нету. Друг, дорога, поводырь – брось монету. Маниту и мания – монастырь в кармане». Я гуляю в горку, терренкур прогорклый заведёт меня в музей, в лесостепи... Полна горница друзей благолепных. * * * Убей царицу муравьиную, спаси двуногого царя, чей паланкин испачкан глиною – не муравьиная земля. Черна-черна весна российская, смотри – не выколи глаза, старик, торгующий сосисками, страной торгующий вокзал. Над домостроевскими башнями, над муравейником столиц, восходит солнце ало крашено, как бинт бурденковских больниц. Бела-бела зима тибетская, пригималайская нуга, в её сугробах терпит бедствие нагого странника нога. Когда заря пришла с повинною, за пазухой зари заряд, – убей царицу муравьиную, спаси двуногого царя! Разбор полётов Встретишь смерть как брата, сама как сестра, душою вылетишь в степь, выпь, выпь, птица-конкорд, твой рейс Россия, Москва – вот и лети, куда надо. Дует мистраль, шьёт менестрель аккорд. Что там – нелётная? Чушь! На дворе у нас двадцать первый: автопилоты, безалкогольное пиво, резиновый чёрт, член… Так что лети над Парижем, лети над Пермью, так чтобы ангелы взмыли с твоих колен. Коля чудак, Николай Чудотворец, Колька – чудик соседский, – все ли вы в сборе, будет ли драка, или – вот так разойдёмся? Боже, невесту Твою в три попа тили-тестят, цезарь, рабыню твою пеленают в плен. Коля чудак, Николай Чудотворец, Колька! Режьте горбы, под горбами – крылья обычно. Сладко целуй свою пленную – горько, горько! Крась её губы бледные кровью бычьей. Противоядие смерти – жизнь до гроба. Противоядие жизни – смерть от Неба. Просто люби её, стерву, так подробно, чтобы живого места на ней… Ей бы – в глаза не смотреть, в этих глазах пусто. Ей бы – сердца не скрыть, сердце её открыто. Бей в барабан – тебя всё равно отпустят. Бей в небосвод голым своим копытом. Встретишь её, вылетишь в степь – стоп! Встретишь её, выбежишь в поле – больно! Боже, невесту Твою отчитает поп, цезарь, рабыню твою пустят на волю. Ну же, лети, как сестра, – любо лететь к брату. Птица-горбун – глупая птица, гордая: пьёт – не поёт, льёт – не летает. Надо птице-горбун крылья разрезать, горло… * * * душа моя подошва ото шва до шва хлопала в ладоши по ухабью шла в тесной во неволе тела миротворца ухал воеводой Боженька мiй кротцiй * * * Расправь свои крылья – если они у тебя есть. Лети – если есть куда. У крылатого дьявола на жопе звериная шерсть и рейс шестой на закрылках льда. Вытягивай шею – долгую, как вся жизнь, высматривай дали чужие и города. Гляди, как тебя, недотёпа, опережают стрижи – лёгкие, как ветер, стойкие, как слюда. И с перелётного облака, как всегда, ангелы-дети смотрят на дольний мир, из перелётного облака не вода, слёзы сочатся – жалкие, как клавир. История одна 1. я не виновата вата-вата в ушах перерезал киловатты бородатый падишах перевидел, перечу… вот как я его хочу Завертелся Шурави бешеным батманом: – У поэтов нет любви, есть одни романы! 2. я не рассчитала тала-тала вода я с тобой её глотала оказалось ерунда огляделась, огляну... объявила всем войну Я приподнимаю бровь, говорю расхожее: – У поэтов есть любовь, только очень сложная! Приблизительно такая, говорю не понукая: ты поэт и я поэт – сделай утром мне минет… 3. Кто стоит на перевале – горка вверх и горка вниз: счастье не перековали Ялта-Ялта-Симеиз. Кто любовен как роман. Победите-ка обман! Пиццикато (из цикла «Игры, в которые играю я») Что-то такое вертится на языке: сакура, что ли, сука, во рту сакэ, я налегке, мой милый, ты налегке, и ничего не движется, кроме воды в реке. Что там такое? – Тс-с-с! – Мелодия в облаках. Это гудит Аллах – магометанский птах с чёрным крылом (размах!), с белым крылом (размах!), и никому не видимый, кроме – слепым впотьмах. Что же ты, милый, – мой? Или уже ничей? Нам не проникнуть в суть самых простых вещей. Сказочка-быль – Яга. Сказочка – был Кощей. И никакого слова в начале, кроме вообще… * * * Сори словами, егерь смысла и блаженства, роняй глагол и существительного вес! Гули губами, если слишком мало жеста, юти в них строки, как ютит подранка лес. так-так да не так а и егерь не дурак шёл по лесу по живому ел кору секи-секвойи выл как волк и пел как выпь сам в свою малину влип коли так смакуй слова остролистой пьесы мы стоим как дважды два у заглавья пьесы Зима–лето, 2007 г. Москва–Ялта
|
Яна Юзвак
холодный цикл
чужая интонация своими словами downshifting с восьмого этажа сюр-ля-крым сафория 1.0: станция с танцами сказки про свободу священное чудище сикхов балда ядерная зима - лето ядерное венок парасонетов нацарапанное новое, хорошо отмытое сцепные глиняные волки таганское танго |
||||||||||||||||||
|