Наша кастетика
 
Городская шизнь
 
Манифесты
 
Касталог
 
Касталия
 
Гониво
 
Les libertins et les libertines
 
Читальня
 
Гостиный вздор
 
Форум
 
Культ
 
Периферия
 
Кастоnetы
 
back

 

Яна Юзвак

ХОЛОДНЫЙ ЦИКЛ



Мне холодно. Прозрачная весна…
О.Мандельштам

     
Д. Файзову
     
     Не дрожи, тебе не холодно –
     то ли дело Воркута,
     Печенга, Архангельск, Вологда, –
     разрывная мерзлота.
     
     Кровь не стынет, а топорщится,
     из-под ворота времён,
     мне к тебе под кожу хочется,
     Симон, Симон, Сен-Симон.
     
     И в пророческих видениях,
     в обольстительных речах –
     ледниковая материя,
     ледоколовый причал.
     
     
     Славянская симфония
     
     1.
     Как я лежала глазами в землю,
     глазами в землю, сыру да мокру.
     Как я смотрела, что под землёю,
     кто под землёю, да кроме мёртвых.
     
     Как мне не видеть, как не дивиться,
     что кроме мёртвых в земле живые.
     
     Смотрю и некуда деваться:
     какие лица…
     
     Нежилые, нежилые земли тебя приветят,
     не желаю, не желаю слышать о доме вечном,
     на очах по медной – считай – монете,
     извините, сдачи мне выдать нечем.
     
     2.
     Жевала корни, кору жевала,
     и всё мне было как будто мало,
     как будто мама не целовала
     ни в лоб, ни в печень;
     
     не говорила мне о камне придорожном,
     не рассказала, что почём и где берут
     
     и что у мира корешки да ненадёжные,
     расти, мой аленький, пока тебя…
     
     Сорвут, сорвут поцелуй твой горький с губ твоих сладких,
     соврут, соврут о далёких странах и островах,
     беги, беги, пока тебя не лишили ада,
     пока на шее твоей не репа, а голова…
     
     3.
     Болталась вправо, болталась влево,
     не перегнуть твоё колено,
     не преломить в ладони хлеба,
     не выковать
     
     ключицы ключик
     плечо лопатка
     слезой горючей
     слезай, мой сладкий,
     
     с небес на землю
     с земли под землю
     расти-расти
     горчицы семя
     
     из-под земли медовым стеблем
     и к небесам
     
     Как я лежала глазами в небо,
     глазами в небо, сыро да мокро.
     Как я смотрела, как на экране,
     на чудеса.
     
     
     * * *
     
     Завела друзей.
     В лес завела, в степь заведу.
     Заведу в музей –
     тут ерунда, там ерунду
     покажу, скажу:
     «Небо во там, солнце во тут,
     нету удержу –
     голос висит, слово во рту
     подвисает так,
     как скарабей – счастье-песок –
     на твоей груди –
     смерть-волосок, пуля-сосок.
     И на грани сна
     друг или враг, враг или друг,
     рыбица-блесна,
     леска-паук, ласка-паук.
     На пределе слов
     любый любой, друг дорогой,
     ижица миров –
     слева дугой, справа дугой,
     
     середина – золото.
     Мир – орех расколотый,
     ядрица калёная,
     пресная, солёная.
     
     Небо там, а солнце тут –
     под ногами,
     жизни ароматный жгут
     баббл-гамный.
     Жизни жвачечный пузырь,
     хлоп и нету.
     Друг, дорога, поводырь –
     брось монету.
     
     Маниту и мания –
     монастырь в кармане».
     
     Я гуляю в горку,
     терренкур прогорклый
     заведёт меня в музей,
     в лесостепи...
     
     Полна горница друзей
     благолепных.
     
     
     * * *
     
     Убей царицу муравьиную,
     спаси двуногого царя,
     чей паланкин испачкан глиною –
     не муравьиная земля.
     
           Черна-черна весна российская,
           смотри – не выколи глаза,
           старик, торгующий сосисками,
           страной торгующий вокзал.
     
     Над домостроевскими башнями,
     над муравейником столиц,
     восходит солнце ало крашено,
     как бинт бурденковских больниц.
     
           Бела-бела зима тибетская,
           пригималайская нуга,
           в её сугробах терпит бедствие
           нагого странника нога.
     
     Когда заря пришла с повинною,
     за пазухой зари заряд, –
     убей царицу муравьиную,
     спаси двуногого царя!
     
     
     Разбор полётов
     
     Встретишь смерть как брата,
     сама как сестра,
     душою вылетишь в степь, выпь, выпь, птица-конкорд,
     твой рейс Россия, Москва – вот и лети, куда надо.
     Дует мистраль,
     шьёт менестрель аккорд.
     
     Что там – нелётная? Чушь! На дворе у нас двадцать первый:
     автопилоты, безалкогольное пиво, резиновый чёрт, член…
     Так что лети над Парижем, лети над Пермью,
     так чтобы ангелы взмыли с твоих колен.
     Коля чудак, Николай Чудотворец, Колька – чудик соседский, –
           все ли вы в сборе, будет ли драка, или – вот так разойдёмся?
     Боже, невесту Твою в три попа тили-тестят,
     цезарь, рабыню твою пеленают в плен.
     
     Коля чудак, Николай Чудотворец, Колька!
     Режьте горбы, под горбами – крылья обычно.
     Сладко целуй свою пленную – горько, горько!
     Крась её губы бледные кровью бычьей.
     
     Противоядие смерти – жизнь до гроба.
     Противоядие жизни – смерть от Неба.
     Просто люби её, стерву, так подробно,
     чтобы живого места на ней… Ей бы –
     в глаза не смотреть, в этих глазах пусто.
     Ей бы – сердца не скрыть, сердце её открыто.
     Бей в барабан – тебя всё равно отпустят.
     Бей в небосвод голым своим копытом.
     
     Встретишь её, вылетишь в степь – стоп!
     Встретишь её, выбежишь в поле – больно!
     Боже, невесту Твою отчитает поп,
     цезарь, рабыню твою пустят на волю.
     
     Ну же, лети, как сестра, – любо лететь к брату.
     Птица-горбун – глупая птица, гордая:
     пьёт – не поёт, льёт – не летает. Надо
     птице-горбун крылья разрезать, горло…
     
     
     * * *
     
     душа моя подошва
     ото шва до шва
     хлопала в ладоши
     по ухабью шла
     
     в тесной во неволе
     тела миротворца
     ухал воеводой
     Боженька мiй кротцiй
     
     
     * * *
     
     Расправь свои крылья – если они у тебя есть.
     Лети – если есть куда.
     У крылатого дьявола на жопе звериная шерсть
     и рейс шестой на закрылках льда.
     
     Вытягивай шею – долгую, как вся жизнь,
     высматривай дали чужие и города.
     Гляди, как тебя, недотёпа, опережают стрижи –
     лёгкие, как ветер, стойкие, как слюда.
     
     И с перелётного облака, как всегда,
     ангелы-дети смотрят на дольний мир,
     из перелётного облака не вода,
     слёзы сочатся – жалкие, как клавир.
     
     
     История одна
     
     1.
     я не виновата
     вата-вата в ушах
     перерезал киловатты
     бородатый падишах
     перевидел, перечу…
     вот как я его хочу
     
     
           Завертелся Шурави
           бешеным батманом:
           – У поэтов нет любви,
           есть одни романы!

     
     
     2.
     я не рассчитала
     тала-тала вода
     я с тобой её глотала
     оказалось ерунда
     огляделась, огляну...
     объявила всем войну
     
     
           Я приподнимаю бровь,
           говорю расхожее:
           – У поэтов есть любовь,
           только очень сложная!
           Приблизительно такая,
           говорю не понукая:
           ты поэт и я поэт –
           сделай утром мне минет…

     
     
     3.
     Кто стоит на перевале –
     горка вверх и горка вниз:
     счастье не перековали
     Ялта-Ялта-Симеиз.
     Кто любовен как роман.
     
     Победите-ка обман!
     
     
     Пиццикато
     (из цикла «Игры, в которые играю я»)
     
     Что-то такое вертится на языке:
     сакура, что ли, сука, во рту сакэ,
     я налегке, мой милый, ты налегке,
     и ничего не движется,
                 кроме воды в реке.
     
     Что там такое? – Тс-с-с! – Мелодия в облаках.
     Это гудит Аллах – магометанский птах
     с чёрным крылом (размах!), с белым крылом (размах!),
     и никому не видимый,
                 кроме – слепым впотьмах.
     
     Что же ты, милый, – мой? Или уже ничей?
     Нам не проникнуть в суть самых простых вещей.
     Сказочка-быль – Яга. Сказочка – был Кощей.
     И никакого слова в начале,
                 кроме вообще…
     
     
     * * *
     
     
Сергею Ташевскому
     
     Сори словами,
     егерь смысла и блаженства,
     роняй глагол и существительного вес!
     Гули губами,
     если слишком мало жеста,
     юти в них строки, как ютит подранка лес.
     
     так-так да не так
     а и егерь не дурак
     шёл по лесу по живому
     ел кору секи-секвойи
     выл как волк и пел как выпь
     сам в свою малину влип
     коли так смакуй слова
     остролистой пьесы
     мы стоим как дважды два
     у заглавья пьесы



Зима–лето, 2007 г. Москва–Ялта
  наверх



Поэзия

Яна Юзвак


Проза

Звук

Живопись

Фотография

Кино
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
порочная связь:
kastopravda@mail.ru
KMindex Всемирная литафиша