|
Яна ЮзвакСВЯЩЕННОЕ ЧУДИЩЕ СИКХОВповествование в стихах и диалогах
В белой тишине тундры, тенистой,
зеркально шевелящейся от сияния, охватывает блажь, являются видения… В.Астафьев. «Царь-рыба» I. Она – Расскажи о чудовищах городских. Я, понятное дело, отсюда о них забыла, здесь сугробы по пояс, и какой-то заезжий сикх рассуждает о свойствах волшебных пенджабской пыли, – псих, наверное, этот заезжий сикх. Говорила ему: «Откуда в Пенджабе пыль? Неужели земной орех от ваших молитв крошится?» Он молчал, пыльный чужак, и всё нашу воду пил-пил-пил ледяную крещенскую. Но так и не смог никогда напиться, – зря, конечно же, он нашу воду пил. А потом и метель унесла золотой тюрбан и сорвала одежды белые, соревнуясь в оттенках цвета, и болтали бабки: «У тёмных людей настолько ясна судьба. Почему?» – вопрошали они. Да кто ж им расскажет зимою про это? – Кто ответит, насколько ясна судьба? О Пенджабе сейчас ты в основном молчишь, по молитве твоей белки грызут лещину, ты теперь – не какой-нибудь чужеродный хлыщ, а настоящий с ломом чугунным мужчина, – бьёшь им об лёд и в основном молчишь. Мне ли не слушать в нашей (забудь!) глуши бредни о пыли волшебной, о братстве и о тюрбанах? Трудно дышать на морозе ртом? А ты тёмным сердцем дыши. Вспомни, как по ночам стучали твои с человеческий рост барабаны, – а то больно тихо в нашей забудь-глуши. Расскажи о чудовищах горных и городских, расскажи, как спускались вы в забытый могильный город. Ты вдруг стал утверждать, будто ты в этой жизни – дурак и скиф, в прошлой жизни – я помню – ты был умён и опасно для жизни молод, – даже среди чудовищ горных и городских. II. Он Говорил мне псих, записной темноглазый сикх: – Да у них клыки, да у них мальки мал-мала больше, больше пыли пенджабской, – как звёзды, не сосчитаешь их, – я не видел таких ни в Андижане, ни в Навои, ни в Оше. Врал, скорее всего, мой темноглазый сикх. – А когда я ушёл за горы, на перевалах льды сонного цвета были, и солнце от высоты темнело, мне наказало чудовище ждать терпеливо Великой Беды и обещало выкрасить в чёрный одежды белые, – что, мне казалось, хуже Великой Беды. В городе жарком, как ваша печь зимой, мне не пришлось голодать или обманывать нищих, я не искал истины, которая, в сущности, – смерть и покой, я не думал о вечности пепелище, – там нас и так приветят смерть и покой. Стал я известный Учитель, наставник голодных душ, жаждущих света и брата с ясной, как Бог вечноокий, судьбою, мне приносили золото колотое, свежий с дымком барагуш, но – я мечтал о Женщине и представлял нас обоих вместе и вместо золота или голодных душ. Я бы рассказывал ей о чудовищах местных, о колдунах, о свойствах волшебных пенджабской пыли, нам бы кричали вслед: «Чёрный жених и белого лика невеста», мы бы от криков таких по горной реке уплыли, лишь потому, что я совсем не Жених, а ты не совсем Невеста. Но когда пришёл я в твою страну, (убегая, в сущности, от тебя), мне сказали бабки: «Нашёл одну – потеряешь двух. Такова судьба. Потеряешь прошлое и себя». III. Они – Видели психа? Нашу девицу увёл. – Ну, почему же увёл? Сама же за ним увязалась! По ихним молитвам в наших лесах совёл ухает громче турбин самолётных, провозглашает самость птичью свою белый лесной совёл. – Слышали, может: в наших глухих краях бес появился с серебряными клыками? Дети его – каждый ростом с маяк – наших кормилиц с рук молоко лакают. – Нет. Это чудище с огненными клыками. – Леший – не лишний в наших заблудь-лесах, пусть и талдычит он о какой-то «прижабской пыли», дети его громадные – уроды в сомьих колючих усах, главное, чтоб по утрам не плакали и нежно кормилиц любили, – худо без нежности в наших заблудь-лесах. – Не отворяй ворот, не отворяй окна, девица в длинных косах, парень – мозги в кудряшки, двое уже отчалили: без имени Он и Она. Не подставляйте уши рассказам чудовищ страшных, – то и гляди – не выглянешь из собственного окна. – Не ходи же ты к озеру за водой, даже ветер Шаманка не пустит играть с ледяной водою, там сугробы по пояс, и одна ерунда другой ерундой погоняет, сидя на ерунде в руках с ерундою. А Шаманка – не дура, не станет играть с водою. – Говорят, Шаманка любила южный борей… – Говорят, любила до аж-не-могу клыкастого южного беса. – Ворожила Шаманка-дурманка, дарила ему по зиме снегирей. – И свиданья ему по весне назначала здесь, у нашего гиблого леса. – Этого южного беса нету темнее балбеса! IV. Оно – Здравствуй, лесная колдунья, царица снегов! Ты ли меня не звала на – ваш белолицый – Север? Люди бы ваши стоптали по нескольку пар сапог, убили бы сотню врагов, отдали бы в рабство детей, расстреляли семьи, – лишь бы не встретить тебя, царица снегов! Сводишь с ума, зазываешь охотника в глушь непроходимую, поишь озёрной брагой, кормишь древесной манною. Сколько под снегом мёрзлым глупых мужичьих душ не упокоились, поверив тебе, твоему серебро-обману? Мало тебе мёрзлых мужичьих душ? Только и я не противлюсь этой твоей игре, даже, как видишь, с калымом пришёл, не с пустыми руками: Он и Она отправились прочь по метельной заре, я отобрал имена у них, чтоб безымянность лакали. Бери имена, они пригодятся в игре: можно их в лёд заточить, спрятать в орех земной и никому не показывать – ни Мужику Небесному, ни Подземельной Белке. Я покажу тебе тыщи приёмов сумо, дабы справляться с нашими страшными детками, – аж содрогнётся сердцем орех земной. Но… Если вдруг однажды Он и Она снова придут сюда, с щепоткой пенджабской пыли, знай, что растопят пылью волшебной свои имена, знай: они станут теми, кем раньше были, – если однажды придут сюда Он и Она. Ну, а теперь, шар-Шаманка, скули своё! Шествие чудищ проносится с Севера к Югу! Бей на снегу заговоры кривым копьём, уничтожай согревающий землю уголь! Скулы свело – улыбайся – скули своё! Крещение 2006 г.
|
Яна Юзвак
священное чудище сикхов
чужая интонация своими словами downshifting с восьмого этажа сюр-ля-крым сафория 1.0: станция с танцами сказки про свободу холодный цикл балда ядерная зима - лето ядерное венок парасонетов нацарапанное новое, хорошо отмытое сцепные глиняные волки таганское танго |
||||||||||||||||||
|